tes1t123
Главная/Инициативы/Инновационный проект АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Инновационный проект АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РОССИЙСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНЖИНИРИНГОВОГО РАЗВИТИЯ «АЗНАКАЙ»

Инновационный проект
АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Автор и руководитель проекта:
Р.И.Булатов
Руководитель представительства
Российского экологического центра
в Республике Татарстан,
эксперт Министерства экономики РТ
www.rusecocentre.ru,
eco-tatarstan.umi.ru
ramil55@mail.ru. +7 965 590 2274

Казань-Альметьевск-Азнакаево
2015-2018

СОДЕРЖАНИЕ

№ РАЗДЕЛ Стр.
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2
2 ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Инновационного проекта АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» 13
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 20
4 РАБОТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ по инновационному проекту
АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» и пилотному проекту «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» (по состоянию на конец 2015 года) 21
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 23
6 Приложения

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Основанием для реализации настоящего инновационного проекта «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» являются: Закон от 17.06.2015 г. №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 07.05.2014 № 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы».
В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы (далее – «дорожная карта»), который направлен на обеспечение устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан, а также формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Главная цель реализации «дорожной карты» – создание условий для реализации потенциала экономически активного населения, увеличения благосостояния, уровня и качества жизни населения республики, удельного веса среднего класса, а также решения задач социально-экономического развития Республики Татарстан через развитие сектора малого и среднего предпринимательства.
Задачи «дорожной карты»:
• изменение структуры распределения финансирования мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части увеличения объемов прямой финансовой поддержки;
• стимулирование активности муниципальных образований в вопросах реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
• дифференцированный характер мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающий потребностям предпринимателя на разных стадиях его развития;
максимальный охват предпринимательского сообщества мерами государственной поддержки;
• учет эффективности реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также влияния их реализации на динамику основных показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Достижение цели и эффективность реализации задачи «дорожной карты» оценивается по выполнению следующих ключевых показателей эффективности:
• прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, на уровне не менее 7,3 процента к предыдущему году (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р);
• прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, на уровне не менее 7,3 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р);
• доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте» с целевым значением в 2016 году 34 процента.
Основные направления работы в рамках реализации «дорожной карты»:
• совершенствование государственной регуляторной среды для бизнеса;
• снижение «административных барьеров»;
• повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в вопросах развития малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого и среднего предпринимательства;
• создание, развитие и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и содействие развитию имущественных отношений;
• стимулирование инновационной активности и защита интеллектуальной собственности субъектов малого и среднего предпринимательства;
• повышение доступности ресурсов естественных монополий и снижение тарифной нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональном и международных рынках;
• содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
• снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства и оптимизация системы распределения налоговых доходов от предпринимательской деятельности по уровням бюджетной системы;
• повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства;
• оказание поддержки начинающим субъектам предпринимательства;
• популяризация предпринимательства и вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
• развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;
• информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Повышение качества сервиса и оценки эффективности мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В качестве экономической и консультационной базы в управлении развитием и реализацией Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и инновационного проекта «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» планируется оказать содействие при организации в муниципальных районах, входящих в Альметьевскую экономическую зону (АЭЗ), тематических площадок с «точками экономического роста», в соответствии в Законом №40-ЗРТ.
В качестве пилотного, при осуществлении целей и задач настоящего проекта, рассматривается действующий инновационный проект «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ».
С целью развития вышеуказанного проекта была проведена предпроектная часть работ, в результате которых были представлены: Аналитический обзор «Развитие дотационных и депрессивных регионов на примере муниципального образования Азнакаевский район Республики Татарстан» и Концепция инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ», а также ряд проектов, в качестве внутренних фрагментов пилотного проекта, рассматриваемых в качестве «точек роста», с высокой степенью коммерциализации последних.
Азнакаевский район Республики Татарстан, по сути, относится к дотационным районам республики, однако, объективная оценка МО, изложенная в инвестиционном паспорте Азнакаевкого района, не дает объективной возможности назвать его депрессивным.
Приведем ряд положений и экономических показателей из инвестиционного паспорта Азнакаевкого района:
Главная цель стратегии развития Азнакаевского муниципального района — формирование устойчивой экономической базы и стабильное повышение благосостояния всех слоев населения.
Развитие района осуществляется в соответствии с задачами, определёнными Программой «Социально-экономического развития Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2010-2015 годы», утвержденной решением Азнакаевского муниципального района от 10.11. 2011 года № 81-13.
Важнейшим стратегическим приоритетом для района является повышение инвестиционной активности, т.е. интенсивности привлечения инвестиций для развития аграрного сектора, промышленного комплекса, создание новых рабочих мест и как следствие рост благосостояния основной массы населения района.
Инвестиционный паспорт Азнакаевского муниципального района подготовлен и направлен на распространение информации о районе, создание более благоприятного имиджа и репутации, привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики (перерабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство) и развитие новых производств.
Приоритетным (стратегическим) направлением в развитии промышленного производства является увеличение объемов высококачественной конкурентоспособной продукции на основе:
— высокоэффективного инвестирования действующих и новых производств;
— внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и использования мощностей;
— развития сырьевой сферы за счет малых форм хозяйствования и частного предпринимательства;
— создания новых производств и новых видов продукции, отвечающих возрастающему потребительскому спросу;
— подготовки квалифицированных кадров, повышения уровня профессионализма;
— развитие новых отраслей, связанных с переработкой сельского хозяйства и удлинением производственной цепочки на основе местного сырья;
— создание логистических центров;
— создание и развитие туристско-рекреационной территории, как инновационной отрасли для Азнакаевского района, в целях оказания услуг в сфере туризма и привлечение туристов, на основе возможностей района по направлениям: экологическое просвещение, этнография и история, спортивный туризм и др. и использованием ресурсов, как экономических, природных, так и трудовых, для вовлечения в сферу туризма.
Российским экологическим центром совместно с предпринимательским сообществом Азнакаевского муниципального района при поддержке общественности района и Республики Татарстан в экономическом пространстве РТ адаптируется проект «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» в соответствии с Законом от 17.06.2015 г. №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 2014 г. N 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы» и ее актуализации.
В ходе разработки проекта и его реализации велась постоянная переписка с Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым, Главой администрации Азнакаевского МР, Первым заместителем министра экономики, Уполномоченным при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей, — непременное условие гласной инициативы гражданской общественности республики в современных экономических условиях и политике государства направленной на развитие инновационной экономики. Ход работ по проекту постоянно освещается в СМИ.
В письмах показан ход работ по развитию инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ», где сообщалось, что наши совместные работы с руководством района имеют продолжение, и что по ходу развития проекта формируется рабочая группа проекта совместно с администрацией района, имеющихся договоренностях с руководством района о совместном с Министерством экономики РТ долевом финансировании проекта в 2016 году в соотношении 30/70 процентов в общем объеме до 10 млн. рублей с целью развития Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» для адаптации всех направлений проекта; о работе с действующими хозяйствующими субъектами района, малыми предприятиями, общественностью и трудящимися, созданы веб-сайты проекта, ведется подбор кадрового состава из числа профессионалов, создан форсайт-проект и концепции развития по направлениям инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» с форсайт-проектами его основных фрагментов.
Центр научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» является составной частью проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ и формируется для окончательной разработки его внутренних составляющих, — фрагментов, являющихся «точками роста» и коммерциализующими проект частями, обеспечивающими экономический рост Азнакаевского района, повышающими роль МСП в создании новых рабочих мест и увеличивающими их долю в ВРП района до 34 процентов в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 2014 г. N 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы» и ее актуализации, среди них:
• Проект создания туристско-рекреационной зоны «Азнакаево-центр»;
• Создание малого филиала Казанского IT-парка, используя опыт IT-парка города Набережные Челны и развитие курсов IT-проектирования в Альметьевской экономической зоне;
• Адаптация Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России» и выпуск функциональной питьевой воды для оздоровления населения, спортсменов, в том числе, и применяемой увеличения прироста веса в животноводстве;
• Модернизация полигонов ТБО и нейтрализация несанкционированных свалок;
• Развитие действующего IT-проекта социально-предпринимательская сеть “Семейный туризм» на территории района, юго-востока республики и трансграничных областях;
• Оснащение окраинной части города Азнакаево сетью тротуаров и пешеходных дорожек с высаживанием деревьев и кустов;
• Рекультивация техногенно-загрязненных земель по собственным ТУ и тенологии с применением местной техники и трудовых ресурсов;
• Реализация инновационного проекта «Создание дендропарка «Лесная птица», являющегося исключительно важной научно-прикладной задачей направленной на: создание общегосударственных компенсационных усилий и программ при подготовке к глобальным изменениям климата в русле адаптируемой программ «Дендропарки Республики Татарстан», ФЦП «Чистая вода»; сохранение лесных угодий и стратегических запасов пресной воды в регионе;
• Проект по переработке битума с получением гидроизоляционных материалов;
• Проект по утилизации шин;
• Глубокая переработка с/х продукции в рыночный продукт на малых предприятиях района.
В русле проекта «Татарстан-2030» и последних решений руководства Республики Татарстан наши предложения были обсуждены и поддержаны в резолюции на секции «Многосторонний диалог о будущем: вклад социально-ориентированных некоммерческих организаций в реализацию «Стратегии 2030» в Академии наук РТ на III Республиканском форуме СО НКО.
Инновационный проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» рассматривается в качестве одной из тематических площадок проекта «Татарстан-2030» с целью осуществления программ по импортозамещению и увеличению ВНП РТ, сохранение человеческого капитала и трудовых ресурсов, создание новых рабочих мест, предотвращение оттока молодежи и специалистов, решение демографических задач, переход района на более высокий социально-экономический уклад развития, в соответствии с Законом от 17.06.2015 г. №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
Также нами проведен ряд совещаний и передан проект и его фрагменты:
— Первому заместителю министра экономики РТ Р.Р.Сибгатуллину;
— Руководителю исполнительного комитета Азнакаевского МР РТ А.Х.Шамсутдинову;
— Руководителю исполкома г. Азнакаево;
— в подразделениях исполнительного комитета Азнакаевского МР РТ;
Было проведено совещание с вице-президентом Академии наук РТ В.В.Хоменко об участии в программах и проектах по Азнакаевскому МР РТ.
Был произведен ряд публикаций: в журнале Ростехнадзора «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда», электронной газете Бизнес-онлайн, на портале Деловой квартал, также в книгах:
-«Экология. Социум. Экономика: Новая, новейшая и глобальная история»;
— «Инновационные методы создания и модернизации экопромышленных систем с позиций Общей теории критериальной оценки и Закон устойчивого развития»;
— «Модернизация экономики, точки роста и гражданская инициатива: Экология. Социум. Экономика».
Основные положения проекта принимаются во всех инстанциях республики с положительной стороны.
Исходя из вышеизложенного и предварительных договоренностей с Министерством экономики РТ инициативная группа обратилась к Президенту РТ, Госсовет РТ, Минэкономики РТ с просьбой оказать поддержку и содействие в выделении денежных средств на дальнейшую разработку инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и его фрагментов в виде отдельных проектов через организуемый Центр научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» и включении в план бюджетного финансирования на 2016 год. Средства планируется направить на финансирование проектно-изыскательских работ и проектирование, создание бизнес-планов для последующего привлечения инвестиционного финансирования.
Инновационный проект «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» предусматривает создание тематических площадок по направлениям в каждом муниципальном районе, входящем АЭЗ, в котором инновационный проект «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» занимает место в качестве пилотного, по ходу реализации которого планируется отработать социальную, экономическую, экологическую и управленческую составляющие общей технологии решения подобных задач с позиций государственно-частного партнерства и государственно-территориального регулирования в рамках республиканских проектов и программ.
В свою очередь, представители Российского экологического центра, участвуя в программах и проектах по развитию МСП в Республике Татарстан и работе экспертной группы Министерства экономики по развитию малого и среднего бизнеса, разрабатывают инициативные проекты по развитию МСП в муниципальных образованиях республики, кластерном развитии экономики РТ, совместно с руководящими структурами, предпринимательской общественностью и экологическими организациями.
Подобные предложения проходят всестороннее обсуждение на научно-технических форумах, конференциях и комиссиях объединенного антикризисного штаба общественных организаций предпринимателей образованного в 2015 году под эгидой руководства Республики Татарстан и тематических площадках проекта «Татарстан-2030» с целью осуществления программ по импортозамещению и увеличению ВНП РТ.
Министерства экономики Республики Татарстан ответственное за развитие МСП в РТ рассмотрело проект совместно со структурами Администрации Азнакаевкого муниципального района и города Азнакаево и Камским центром кластерного развития готовы оказать содействие в реализации проекта и создании Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» в Азнакаевском районе Республики Татарстан.
Настоящий проект разработан с целью решения задач развития и поддержки малого предпринимательства на территории Азнакаевского района и города Азнакаево. Перед организаторами проекта стоит целый ряд задач, которые направлены на развитие экономического состояния района, создание новых рабочих мест и увеличение собираемости налогов в местный и республиканский бюджет. Ниже приведены цели и задачи настоящего проекта, одной из которых является проблема приведения внешнего вида улиц городов Альметьевской экономической зоны в надлежащий вид, достойный звания одного из центров нефтедобывающего региона со славной историей одной из основных отраслей Республики Татарстан XX-XXI веков.
Обращает на себя внимание несомненный факт качественного оформления центра городов АЭЗ с широкими улицами и чистыми и ухоженными тротуарами, освещением, обилием магазинов, кафе, бытовыми услугами для населения.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное состояние окраинной части городов АЭЗ оставляет желать лучшего.
Инновационный проект «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» предусматривает разработку и внедрение системного подхода к организации инфраструктуры города с современных позиций и прогрессивных подходов к термину и технологии создания «умного города», в рамках мега проекта «Татарстан-2030», внедряемого руководством Республики Татарстан и Федеральным Правительством.
Какие же основные вопросы необходимо решить при реализации проекта? В проекте «Татарстан-2030», который был принят за основу территориального развития Республики Татарстан до 2030 года, предлагается принять следующие направления развития муниципальных образований внутри 3-х зональных агломераций на тематических и межотраслевых проектных площадках:
Тематические проектные площадки «Татарстан-2030»
Проектные площадки по направлениям конкуренции
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Природные ресурсы
5. Финансовый капитал, инвестиции
6. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
7. Рынки сбыта
Зональные проектные площадки:
1. Развитие Казанской экономической зоны
2. Развитие Камской экономической зоны
3. Развитие Альметьевской экономической зоны
Межотраслевые проектные площадки:
1. Развитие нефтегазохимического комплекса
2. Развитие комплекса обрабатывающей промышленности
3. Развитие агропромышленного комплекса
Рассмотрим проектные площадки по направлениям конкуренции применительно к Азнакаевскому району и городу Азнакаево.
В настоящее время одним из прогрессивных методов концентрации усилий региональных органов власти и предпринимательского сообщества является создание технопарка по типу инжинирингового центра, в техническую политику которого включается 2-3 основных направления развития региона. В нашем случае максимально приближенными к реальному экономическому положению Азнакаевского района и города Азнакаево подходят следующие направления развития региона путем объединения усилий при создании и развитии структуры научно-технологического типа, это:
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
По линии зональных проектных площадок регион входит в Альметьевскую экономическую зону. Что касается межотраслевых проектных площадок, то в данном случае не ставя акцентированных целей и задач, возможно, рассматривать все три направления.
Все четыре вышеуказанных направления взаимоувязаны между собой и, практически, пересекаются, в той или иной мере, со всеми пунктами проекта «Татарстан-2030», а также с предыдущими программами и проектами развития экономики Республики Татарстан.
Рассматривая пилотный проект по Азнакаевскому МР с позиций реального воплощения, предусматривается за основу развития принять экономическую модель «точек роста», с последующим их объединением на основе инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и формированием технопарка-инжинирингового центра «Азнакай».
Под «точками роста» в настоящем проекте понимаются проекты и программы, как вновь создаваемые, так и планируемые, осуществляемые на базе действующих и новых малых предприятий, для которых в проекте предусматривается инвестиционная поддержка для решения его целей и задач.
В решениях руководства Республики Татарстан подчеркивается особая значимость развития предпринимательства на муниципальном уровне с высокой собираемостью налогов в муниципальный и республиканский бюджет, что решающим образом оказывает влияние на поток реинвестиций и развитие региональной экономики.
Пилотный инновационный проект по Азнакаевскому МР, в своей основе, развивается на ряде «локомотивных проектов», — которые повысят деловую активность, привлекут в них специалистов, трудовые ресурсы и человеческий капитал, — с целью создания новых рабочих мест, развития экономики региона и увеличения регионального валового продукта. В последствие «точки роста», в качестве «локомотивных проектов», предусматривается объединить в структуру технопаркового типа, с единым центром инвестирования, экономической, научной и технической политики.
На начальном этапе развития проекта предлагается к реализации следующие, жизненно необходимые для города и населения района, направления проектной активности:
1. Пространственно-инфраструктурные проекты:
1.1. Оснащение города Азнакаево сетью тротуаров и пешеходных дорожек с высаживанием деревьев и кустов.
1.2. Развитие системы уличного освещения на основе энергосберегающих технологий.
1.3. Рекультивация техногенно загрязненных земель.
1.4. Проект создания туристско-рекреационной зоны «Азнакаево-центр».
1.5. Реализация инновационного проекта «Создание дендропарка «Лесная птица», являющегося исключительно важной научно-прикладной задачей направленной на: создание общегосударственных компенсационных усилий и программ при подготовке к глобальным изменениям климата в русле адаптируемой программ «Дендропарки Республики Татарстан», ФЦП «Чистая вода»; сохранение лесных угодий и стратегических запасов пресной воды.
2. Человеческий капитал:
2.1. Разработка и реализация всех проектов силами местных предприятий и специалистов по принципу: «от идеи до полезного продукта».
2.2. Создание образовательных программ для местного населения с использованием местного опыта (профобучение, повышение квалификации, IT-проектирование, малое предпринимательство и др).
3. Институты и предпринимательство:
3.1. Реализация проектов, осуществляемых в Азнакаевском районе и Альметьевской экономической зоне, с обязательным участием субъектов малого предпринимательства на основе аутсорсинга.
3.2. Разработка и реализация проекта создания Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай».
3.3. Развитие экологического менеджмента и экоинноваций.
3.4. Разработка программ модернизации и развития предприятий и индекса технологической готовности.
4. Инновации, информация и технологии
4.1. Создание филиала Казанского IT-парка, используя опыт IT-парка города Набережные Челны.
4.2. Развитие курсов обучения IT-проектирования.
4.3. Адаптация Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России».
4.4. Модернизация полигона ТБО
4.5. Развития действующего IT-проекта социально-предпринима-тельская сеть “Семейный туризм» на территории района, юго-востока республики и трансграничных областях.
4.6. Проект по переработке битума с получением гидроизоляционных материалов;
4.7. Проект по утилизации шин;
4.8. Глубокая переработка с/х продукции в рыночный продукт на малых предприятиях района.

2. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Инновационного проекта
«АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

От идеи до полезного продукта и его реализации на рынке человеческая мысль материализуется в течение нескольких основных стадий /1 /.
Современные подходы в области реализации инновационных программ и проектов синтезировали следующую стадию в вышеуказанной цепочке движения научных идей – форсайт-проект.
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики.
Идея поддержания традиционного уклада социальной жизни уже в прошлом. Идея изменения социальной жизни в соответствии с интересами одного класса, как это было в России — в прошлом. Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности. Страны, претендующие на лидерство в современном мире, уже не могут позволить себе жить так, как жилось раньше. Они начали работать на создание своего социального будущего и активно включают в этот процесс общество и соответствующим образом пытаются трансформировать устаревшие институты.
В новейшей России форсайт-проектами можно назвать целевые программы всех уровней, крупные федеральные проекты, — такие как Олимпиада 2014, Универсиада 2013, экономические, экологические и социальные программы государства, специальные федеральные мегапроекты по планированию, возведению и запуску для реализации научных и инновационных задач наукоградов (городов-спутников) Республики Татарстан: Иннополис и Смарт-Сити Казань, ФЦП «Чистая вода», инновационный пилотный проект «Дендропарки Республики Татарстан», Казанский экологический форум 2014, долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» и др.
Опыт форсайт-проектов западных стран показывает, что в первую очередь необходимо отказаться от того, что такие объекты, как например, качество жизни населения, уже есть. Необходимо отвечать на другие вопросы: чего же хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия. Это связано с тем, что такие понятия как качество жизни, уровень доверия, гражданское общество — являются социокультурными феноменами, они не существуют объективно, а формируются как эффект определенной социальной практики. При проведении технологического форсайта разработка или продукт, то есть зона приложения усилий, чаще всего задается заказчиком. Здесь же он требует специальной проработки и организации сложной коммуникации. В общественно-политических форсайт-проектах этот объект выделяется в отдельный и называется выработкой «существенных условий».
Важнейшим инструментом понимания целей и задач, определяемых форсайт-проектом, являются базовые принципы, сформулированные идеологами форсайта за последние четверть века:
■ Будущее творимо; оно зависит от прилагаемых усилий
■ Будущее вариативно (возможно много вариантов будущего) — оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут предприняты участниками
■ Есть зоны, по отношению к которой можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены
■ Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым
Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего, вследствие этого в его формировании предполагается участие экспертов.
Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли — выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Большинство форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только учёных, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счёте, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее» приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге — к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.
Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых учёные и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов. Вследствие этого Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме, в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.
Главной отличительной чертой форсайта от прогнозирования является то, что форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.
Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идёт речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.
Во-вторых, форсайт всегда подразумевает участие (часто путём проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определённых групп населения (жителей региона, молодёжи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.
Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов — нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.
Одним из главных узловых элементов участия, продвижения и внедрения форсайт-проектов является институт стейкхолдерства (ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» рекомендует использовать термин «причастная сторона»).
«Стейкхолдеры (заинтересованные лица, дольщики) проекта – люди (организации) или группы людей, имеющие или считающие, что они имеют, законные требования в отношении некоторых аспектов проекта. Целью заинтересованности может быть обеспечение личного интереса, доли в участии или выдвижение требований к проекту; эта цель может изменяться от удовлетворения неформального интереса в процессе участия в проекте и до выставления законных претензий».
В определении неявно заложена очень важная мысль: отношение того или иного заинтересованного лица к проекту характеризуется не только и не столько объективными экономическими предпосылками, а напротив, субъективным отношением к проекту, бизнесу в целом или (что весьма критично) к лидеру этого бизнеса или руководителю проекта.
Согласно модели Менделоу (1991) всех заинтересованных лиц можно классифицировать в зависимости от двух переменных — их интересов и их власти:
1) Власть стейкхолдера определяет его способность оказывать влияние на организацию, инновационный процесс.
2) Интерес стейкхолдера определяется его желанием влиять на организацию. Следовательно, схема стейкхолдера: Влияние стейкхолдера = Власть х Интерес.
Организации, которые участвуют в реализации инновационного проекта, как правило, используют два основных метода построения отношений с внешними стейкхолдерами.
Первый метод заключается в установлении партнерских связей со стейкхолдерами. Важной целью этого метода является построение таких отношений, чтобы для стейкхолдера было более выгодно действовать в интересах компании, поскольку в этом случае он достигает и собственных интересов.
Второй метод представляет собой попытку защиты организации от неопределенности посредством использования приемов, предназначенных для стабилизации и прогнозирования воздействий. Это такие методы управления стейкхолдерами, как маркетинговые исследования, создание специальных отделений, контролирующих сферы интересов важных стейкхолдеров (например: соблюдение законов, контроль за экологической безопасностью), усилия по обеспечению согласительных процедур, реклама и связи фирмы с общественностью и т. д.
Внутренние стейкхолдеры включают менеджеров, служащих, владельцев и совет директоров или правление, в котором представлены менеджеры и владельцы. Один из самых значительных внутренних стейкхолдеров — единоличный исполнительный орган (CEO (англ.)).
Общим при взаимодействии с внутренними стейкхолдерами является то, что их интересы зачастую системно противоречат друг другу (желание менеджмента большей автономии — потребность у акционеров в большем контроле; желание персонала больших зарплат — потребность менеджмента в сокращении издержек; и т. д.). Данные противоречия можно эффективно решить за счет увязывания воедино интересов разных групп (например, построение системы мотивации завязанной на результатах деятельности в целом) / 3 /.
Переходя к следующей стадии процесса реализации идеи, отметим, что она достаточно разработана и успешно реализуется в экономике, — эта стадия создания и осуществления инновационного проекта.
Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов. В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считается лидером в области инноваций). В области медицины: СПИД-центр под руководством В. И. Покровского.
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: • федеральные; • региональные; • принимаемые на уровне предприятия, организации.
По типу инновации подразделяются на:
• новый товар; • новая услуга; • новый метод производства; • новый метод управления; • новый рынок; • новый источник сырья;
По отношению к уже имеющимся системам — подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков — поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества
Инновационные проекты также бывают по степени завершенности — конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Каждый инновационный проект должен пройти цикл «наука-производство-потребление».
Для решения поставленных в настоящем проекте целей и задач его развития создается Центр социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны, также, в качестве такового, способен выступить один из действующих технопарковых или инжиниринговых центров в АЭЗ, либо вновь созданное подразделение при одном из них, с отдельно сформулированными и утвержденными целями и задачами.

Литература
1. Булатов Р.И. //Бином наука-инновации» способен управлять рисками в сфере безопасности// «Промышленная и экологическая безопасность», № 9(71) сентябрь 2012 г.
2. Булатов Р.И.//Инновационный проект: «Наукограды (города-спутники) Республики Татарстан// Москва-Казань/2005-2009г.г.
3. Булатов Р.И.// Программа «Дендропарки Республики Татарстан/Казань. 2009.
4. Доклад рабочей группы по форсайту при «Курчатовском институте»//20 февраля 2012.
5. ru.wikipedia.org/wiki/Инновационный_проект.
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
по созданию и организации работы
Центра социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны

На начальном этапе становления Центра социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны планируется осуществлять финансирование за счет республиканского и местного бюджета на паритетной основе.
В дальнейшем Центр социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны развивается на хозрасчетной основе за счет развития вышеуказанных направлений развития регионального МСП в рамках проекта «Татарстан-2030» и ранее принятых руководством Татарстана проектов и программ и развития точек роста и МСП, с целью развития курса на импортозамещение и увеличение доли МСП в региональном валовом продукте до 34 процентов в соответствии с решениями руководства республики, а также динамичному переходу всех муниципальных районов Альметьевской экономической зоны в V-й экономический уклад. Также предусмотрено финансирование инвестиционных проектов на территории АЭЗ за счет внешних инвестиций, привлекаемых по ходу развития проекта.

4. РАБОТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ
по инновационному проекту
проекта «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
(по состоянию на II полугодие 2015 года)

При подготовке настоящего проекта с целью решения задач развития и поддержки малого предпринимательства на территории АЭЗ и пилотного проекта по Азнакаевскому району и городу Азнакаево, в том числе и в рамках работ на проектных площадках проекта «Татарстан-2030 были произведены следующие предварительные изыскания, анализ и работы:
• Перед исполнителями проекта был поставлен ряд целей и задач, которые направлены на развитие экономического состояния района, создание новых рабочих мест и увеличение собираемости налогов в местный и республиканский бюджет за счет развития МСП.
• Одной из задач настоящего проекта является приведение внешнего вида части улиц городов АЭЗ в надлежащий вид, достойный звания нефтедобывающего региона со славной историей одной из основных отраслей Республики Татарстан XX-XXI веков.
• Был разработан инновационный проект «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» предусматривающий разработку и внедрение системного подхода к организации инфраструктуры города с современных позиций и прогрессивных подходов к термину и технологии создания «умного города», в рамках мега проекта «Татарстан-2030», внедряемого руководством Республики Татарстан и Федеральным Правительством и в русле Постановления Кабинета Министров РТ от 07.05.2014 №302.
• Выдвинуты основные задачи, которые необходимо решить при реализации проекта в рамках проекта «Татарстан-2030», который в этом году был принят за основу территориального развития Республики Татарстан до 2030 года.
• Рассмотрены предложения о принятии следующих направлений развития муниципальных образований внутри 3-х зональных агломераций на тематических и межотраслевых проектных площадках:
— рассмотреть проектные площадки по направлениям конкуренции применительно к АЭЗ.
— предложить, как один из прогрессивных методов концентрации усилий региональных органов власти и предпринимательского сообщества, создать технопарковую структуру по типу инжинирингового центра, в техническую политику которого включается 3-4 основных направления развития каждого муниципального района входящего в АЭЗ.
— считать максимально приближенными к реальному экономическому положению Азнакаевского района и города Азнакаево следующие направления развития региона путем объединения усилий при создании и развитии структуры научно-технологического типа, это:
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
Что касается межотраслевых проектных площадок, то в данном случае не ставя акцентированных целей и задач, возможно, рассматривать все три направления, предложенные в проекте «Татарстан-2030».
Все, рассматриваемые в настоящем проекте, направления взаимоувязаны между собой и, практически, пересекаются, в той или иной мере, со всеми пунктами проекта «Татарстан-2030», а также с предыдущими программами и проектами развития экономики Республики Татарстан.
— Рассматривать настоящий проект с позиций реального воплощения, с этой целью предусмотреть в качестве основы развития экономическую модель «точек роста», с последующим их объединением на основе инновационного и формированием Центра социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны.
— под «точками роста» в настоящем проекте понимать проекты и программы, как вновь создаваемые, так и планируемые, осуществляемые на базе действующих и новых малых предприятий, для которых в проекте предусматривается инвестиционная поддержка для решения его целей и задач.
• За основу политики инновационного развития проекта принять решения руководства Республики Татарстан, в которых подчеркивается особая значимость развития предпринимательства на муниципальном уровне с высокой собираемостью налогов в муниципальный и республиканский бюджет, что решающим образом оказывает влияние на поток реинвестиций и развитие региональной экономики.
• Настоящий инновационный проект планируется развивать на ряде пилотных «локомотивных проектов», — которые повысят деловую активность, привлекут в них специалистов, трудовые ресурсы и человеческий капитал, — с целью создания новых рабочих мест, развития экономики региона и увеличения регионального валового продукта. В последствие «точки роста», в качестве «локомотивных проектов», предусматривается объединить в структуру технопаркового типа, с единым центром инвестирования, экономической, научной и технической политики, с сохранением их самостоятельности в качестве субъектов экономики и предпринимательства.
• На начальном этапе развития проекта предусматривается развивать жизненно необходимые для города и населения района, направления проектной активности.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На начальной стадии инновационный проект «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» подвергается обсуждению представителей администрации, предпринимательского сообщества и общественности с целью максимальной открытости в русле внутренней политики государства и всесторонней поддержки населения Республики Татарстан в русле Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 07.05.2014 № 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы» и Закона от 17.06.2015 г. №40-ЗРТ.
Одним из начальных этапов проекта является создание Центра социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан и Администрации Азнакаевского района, основной задачей которого станет проведение в жизнь инновационного проекта «АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА – ПОЯС «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН».
В задачи Центра социально-экономического и технологического развития Альметьевской экономической зоны входят все вышеперечисленные направления работы, а также участие в кластерном развитии республиканской экономики и в развитии проекта «Татарстан-2030», направленного на импортозамещение и увеличение доли МСП в региональном валовом продукте до 34 процентов в соответствии с решениями руководства республики, а также динамичному переходу в V-й экономический уклад.
По ходу развития проекта предусматривается организация совместных работ с технопарками, инжиниринговыми центрами, Вузовской наукой РТ, в том числе, Камским Центром кластерного развития субъектов МСП по следующим направлениям:
• Производство мебели
• Машиностроение
• IT-проекты
• Переработка полимерного сырья.
В указанных направлениях ведется работа по анализу возможностей размещения производства для вышеуказанных отраслей на основе аутсорсинга.
В то же время, участники проекта связывают свой будущий успех с политикой государства, направленной на всестороннюю поддержку развития МСП в РФ и РТ, и организацией МСП в стране в рамках вновь создаваемой Государственной корпорацией по развитию МСП как отрасли, в русле инновационного развития экономики страны.
В рамках общей Стратегии развития Республики Татарстан главная цель при развитии Альметьевской экономической зоны — формирование устойчивой экономической базы и стабильное повышение благосостояния всех слоев населения.
Развитие районов АЭЗ осуществляется в соответствии с задачами, определёнными программами социально-экономического развития муниципальных образований АЭЗ.
Важнейшим стратегическим приоритетом для районов АЭЗ является повышение инвестиционной активности, т.е. интенсивности привлечения инвестиций для развития аграрного сектора, промышленного комплекса, создание новых рабочих мест и как следствие рост благосостояния основной массы населения района.
Инвестиционный проект подготовлен и направлен на распространение информации об АЭЗ, создание более благоприятного имиджа и репутации, привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики (перерабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство) и развитие новых производств.
Приоритетным (стратегическим) направлением в развитии промышленного производства является увеличение объемов высококачественной конкурентоспособной продукции на основе:
— высокоэффективного инвестирования действующих и новых производств;
— внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и использования мощностей;
— развития сырьевой сферы за счет малых форм хозяйствования и частного предпринимательства;
— создания новых производств и новых видов продукции, отвечающих возрастающему потребительскому спросу;
— подготовки квалифицированных кадров, повышения уровня профессионализма;
— развитие новых отраслей, связанных с переработкой сельского хозяйства и удлинением производственной цепочки на основе местного сырья;
— создание логистических центров;
— создание и развитие туристско-рекреационной территории, как инновационной отрасли для Азнакаевского района, в целях оказания услуг в сфере туризма и привлечение туристов, на основе возможностей района по направлениям: экологическое просвещение, этнография и история, спортивный туризм и др. и использованием ресурсов, как экономических, природных, так и трудовых, для вовлечения в сферу туризма.

Рис.1. Экономическое районирование Республики Татарстан
(Зональные проектные площадки)
Рис.2. Тенденции пространственного развития Республики Татарстан
Рис.3. Переход к новым технологическим укладам к 2030 году – преобразование видов пространств
Рис.4. Преобразования пространства при переходе
к новым технологическим укладам
Иллюстрации (рис.1-4): Р.М.Воронкова «Стратегия пространственного развития Республики Татарстан», ООО «Лаборатория градопланирования».
«Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.» — «Татарстан-2030».
Рис.5. Организация подготовительных работ при прокладке тротуаров (Азнакаево, окраина, лето 2015 года)

От Рамиль Булатов|Казань|28.05.2018|

Оставить комментарий