Главная/Текст стратегии (old)

СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2030 года

Предложить инициативу

ПРЕДИСЛОВИЕ. СПЕЦИФИКА ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее – Стратегия) разработана по поручению Президента Республики Татарстан в 2013-2015 гг. Нормативно-правовой основой разработки явились федеральный закон №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.14 (ФЗ-172) и закон Республики Татарстан «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» (находится в процессе принятия). Понятия и термины используются в Стратегии в соответствии с названными законами.

Разработка велась с учетом самых современных исследований и теорий, с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов и мирового опыта. Были учтены и преодолены многие недостатки, типичные для регионального стратегирования в других субъектах федерации.
Примененный в Республике Татарстан подход к созданию Стратегии отличают следующие особенности.

  1. Формирование международного консорциума консультантов, объединившего организации с лучшими компетенциями в своей сфере и обеспечившего всестороннюю проработку Стратегии, включая проведение специальных исследований.
  2. Беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров, позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. Работало 13 проектных площадок – отраслевых, территориальных и по направлениям конкуренции. На специальном сайте http://tatarstan2030.ru оперативно размещались отчеты, проблемные записки, проекты документов, экспертные мнения. За полтора года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали 2500 чел.
  3. Совмещение концептуального и операционального уровней. Наряду с выработкой базовых принципов и идей развития и формулированием крупных флагманских проектов, выполнена огромная работа по сбору и анализу первичной информации с проведением обследования предприятий, что позволило конкретизировать предложения до детальных мер и инвестиционных проектов.
  4. Глубокая проработка пространственных аспектов развития, что позволяет заполнить концептуальный и временной разрыв между документами социально-экономического и территориального планирования.
  5. Создание нового набора терминов для описания будущего республики и представления ее на мировом уровне (полюс роста «Волга-Кама», Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, эко-зона «Волжско-Камский поток», татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель «Татарстан 7+5+3» и др.)
  6. Совмещение в едином процессе разработки Стратегии и документов, обеспечивающих ее реализацию – Плана мероприятий по реализации Стратегии и республиканских госпрограмм. Учет действующей и проектируемой системы субъектов управления, тесная интеграция в разработку министерств РТ, особенно на стадии формирования Плана мероприятий по реализации Стратегии и госпрограмм РТ.
  7. Совмещение разработки Стратегии и формирования новой системы стратегического планирования на основе ФЗ-172, установившего переходный период до 1 января 2017 г. Вероятность обновления и переформатирования Стратегии в 2016-2017 гг. с учетом  готовящихся методических рекомендаций Минэкономразвития РФ.
  8. Внимание к вопросам управления реализацией: разработка предложений по созданию системы республиканских институтов развития, структуры для мониторинга выполнения Стратегии, органов управления развитием городских агломераций.

Методическая особенность подхода – использование специально разработанной интегрирующей схемы – модели «Татарстан 7+5+3», задающей логику стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированную на рост
конкурентоспособности региона и его предприятий. Модель отражает базовую идею – участие Татарстана в борьбе за лидирующие позиции в мировой межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов (рис.).

Примечание. Модель является конкретизацией более общей методики «AV Region Galaxy Model», разработанной AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др.
Рисунок – Татарстан в глобальной конкуренции (модель «Татарстан 7+5+3»)
Модель совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон,
формирующихся вокруг трех городских агломераций. Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных процессов –конкуренции регионов и предприятий (табл.).

Таблица – Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название направления
(регион/предприятие)
Региональный уровень Уровень
предприятия
Рынки продукции и
услуг
Конкурентоспособность
региональных отраслей
специализации на их рынках.
Лучшие условия для
продвижения продукции
местных предприятий на
внешние рынки
Объем продаж и доля
рынка
Институты/Управление Качество частных,
государственных и
государственно-частных
институтов и механизмов
управления. Высокий уровень
развития предпринимательст-
ва. Понятный доступ к
административным ресурсам
Эффективное
внутрифирменное
управление

Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной
конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности
предприятий (экономических комплексов), исходя из гипотезы, что достижения предприятий
являются следствием и созданных в регионе общих условий.
Внутренняя структура социально-экономического комплекса Республики Татарстан
описывается моделью «Татарстан 7+5+3» и отражается соответствующим набором статистических
показателей следующим образом:

  • республика в целом;
  • три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская;
  • пять базовых экономических комплексов: три производственных (топливно-энерго-химический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс) и два обеспечивающих (инфраструктурный комплекс и
    комплекс услуг), которые детализируются до 12-ти и далее до 64-х подкомплексов и отраслей;
  • межотраслевые кластеры;
  • меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и
    социальных целей.

1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ – СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
1.1.1 Глобальные тенденции мирового развития
Мы стоим на пороге нового мира. Это мир стремительно меняющихся технологий и предпочтений людей, мир существенно большей волатильности и неопределенности в экономике, мир усиления конкуренции со стороны совершенно новых участников рынка, мир более требовательного регулирования и снижающейся рентабельности бизнеса. Мир, в котором человек становится ключевым активом. Мир, в котором конкуренция перемещается с макроуровня (конкуренция между государствами) на мезоуровень (конкуренция между полюсами роста).

В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (для удобства все тенденции сгруппированы по семи направлениям конкуренции).

Рынки продукции и услуг

  • Ускорение темпов изменения мира, обуславливающее ускорение процесса «творческого разрушения» – постоянного переосмысления предпринимателями путей развития в соответствии с новыми вызовами и возможностями, ведущего к удалению устаревших и нежизнеспособных элементов и к обновлению экономических структур.
  • Переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда удовлетворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для потребностей будущих поколений.
  • Существенный рост населения Земли – за счет роста населения стран Азии, Африки и Латинской Америки (согласно прогнозам до 10 млрд чел. к 2030 г.).
  • Удержание позиций лидеров роста развитыми странами, преимущественно входящими в «Группу двадцати» (G20), а также быстро развивающимися странами, входящими в BRICS+11 и Growth Markets: Филиппины, Египет, Нигерия, Турция, Вьетнам, Пакистан, Иран, Бангладеш, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань.
  • Формирование новых регионов – полюсов роста за счет сочетания усиления глобальной конкуренции и активного развития международной кооперации.
  • Смещение центра экономической активности в Азию: Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления.
  • Глобальный рост среднего класса: увеличение в развивающихся странах численности населения, относимого к среднему классу при снижении числа людей, живущих за чертой бедности.
  • Широкое распространение идеологии общества массового потребления и увеличение среднедушевого уровня потребления ресурсов. При этом, однако, формируется и слой людей «устойчивого» потребления, сознательно ограничивающих свои потребности.
  • Дальнейший рост рынка услуг (лидерами являются развитые страны). Рост рынка медицинских услуг, связанный с глобальным старением населения. Рост рынка образовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на
    высококвалифицированных специалистов и широким применением в образовании информационно-коммуникационных технологий.
  • Существенный рост внутренних рынков развивающихся стран, вызванный ростом благосостояния населения крупных развивающихся экономик.
  • Увеличение доли женщин и пожилых людей в качестве основных потребителей
    товаров и услуг.

Институты

  • Возникновение глобальной многополярной системы за счет расширения региональных блоков и возрастания относительной власти негосударственных субъектов –транснациональных корпораций, кланов, религиозных организаций и др.
  • Переход лидерства в развитии от отдельных государств к регионам – «полюсам роста», формирующимся, как правило, вокруг городских агломераций.
  • Усиление роли «Группы двадцати» (G20) как ведущего форума международного сотрудничества по наиболее важным политическим, экономическим и финансовым вопросам.
  • Укрепление позиций Китая в качестве основного «центра силы»: по прогнозам, к 2030 г. Китай будет обладать первой по величине экономикой в мире.
  • Снижение степени доминирования Запада в глобальных системах международного сотрудничества, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк, а также обновление данных институтов в целях повышения эффективности их деятельности.
  • Повышение открытости власти – движение к Открытому правительству.
  • Увеличение влияния гражданского общества в связи с ростом среднего класса и сокращением числа людей, живущих за чертой бедности.
  • Признание значения качества институтов как одного из важнейших факторов конкурентоспособности стран и регионов.
  • Переход от жестких систем управления к «живым», динамично реагирующим на внешние и внутренние воздействия на основе гармоничной институциональной среды. Спрос на новые системы стратегического управления, включающие механизмы повышения конкурентоспособности и инструменты финансово-экономическогомоделирования развития.

Человеческий капитал

  • Выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом).
  • Ускорение темпов роста индивидуальных возможностей. Человек становится субъектом глобального мира, являясь саморазвивающимся, мобильным активом.
  • Рост числа компаний, функционирующих вокруг таланта конкретного человека.
  • Рост производительности труда за счет увеличения его технической вооруженности и развития методов и технологий повышения эффективности.
  • Повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования в образовании информационно-коммуникационных технологий.
  • Размывание границ между частной жизнью людей и работой.
  • Снижение роли расстояния в качестве сдерживающего фактора сотрудничества.
  • Возрастание роли религиозных ценностей и институтов.
  • Снижение младенческой смертности.
  • Рост числа людей с избыточным весом.
  • Постепенный перехват женщинами менеджерских функций во власти и бизнесе.
  • Глобальное старение населения (особенно в развитых и быстро развивающихся странах Фактор «Замедление взросления нового поколения» (синдром «Питера Пена»). Создание условий для работы людей старших возрастов.
  • Урбанизация: при сохранении текущих тенденций к 2030 году до 60% населения мира будет жить в городах.
  • Возвращение части богатых и образованных граждан развивающихся стран на родину, что будет способствовать повышению конкурентоспособности развивающихся экономик.
  • Усиление трудовой миграции населения из бедных стран (регионов) в более богатые (в том числе – увеличение ежегодного уровня чистой иммиграции в развитых странах, компенсирующее сокращение численности трудоспособного населения). Регионы-доноры: Африка, развивающиеся страны Азии, Латинская Америка и СНГ; регионы-реципиенты: Северная Америка, Европа, в меньшей степени – Ближний Восток и развитые страны Азии.

Информация и технологии

  • Увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов: рабочей силы, топлива, электроэнергии).
  • Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а в последствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий).
  • Активное развитие прорывных технологий:
    • интернет вещей (Internet of Things, IoT: увеличение количества «умных» устройств, подключенных и активно взаимодействующих друг с другом посредством информационных технологий, и расширение их возможностей);
    • нанотехнологии;
    • биотехнологии;
    • информационные технологии;
    • когнитивные технологии;
    • социогуманитарные технологии;
    • аддитивные технологии (3D-Printer).
  • Постепенное смещение технологического центра с Запада на Восток и Юг вследствие активного переноса технологического уклада современной экономики, сложившегося в развитых странах, в развивающиеся страны. При этом в последнее время наблюдается замедление данного процесса, обусловленное, в частности, реиндустриализацией в США, в ходе которой многие американские компании возвращают производство из развивающихся стран.
  • Увеличение расходов на исследования и разработки.
  • Кратный рост объема информации. Портативность глобальных знаний.
  • Развитие глобальных социальных сетей и усиление их роли во всех сферах общественной жизни.
  • Растущая роль краудсорсинга.
  • Развитие средств оперативного автоматизированного перевода информации на другие языки, что сотрет языковые границы между людьми и существенно повысит эффективность общения.
  • Расширение космических программ.
  • Развитие новых технологий в области здравоохранения и геномики, которые могут обеспечить снижение уровня распространения опасных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.
  • Интеллектуализация экономики: развитие «умных» и экологически чистых технологий,
    создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств: транспортных
    систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов
    и др.
  • Глобальная синхронизация в сфере передовых отраслей промышленности.
  • Увеличение скорости обратного инжиниринга (анализ продукта, который успешно вышел на рынок, изучение его структуры, дизайна, технологии и способов производства) вследствие эволюции компьютерных и информационных сред и систем, а также совершенствования ноу-хау в сфере менеджмента. Повышение реализуемости модели, предполагающей при появлении на рынке нового продукта его немедленный анализ и выпуск аналога с меньшими издержками в целях выигрыша рыночной доли.
  • Развитие «зеленой» экономики – экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также
    повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависимости от углеродного сырья и его доли в стоимости конечного продукта).
  • Детальная и системная разработка эффективных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Природные ресурсы

  • Обеспеченность мировой экономики подтвержденными запасами основных промышленных минералов на ближайшие 30–50 лет.
  • Увеличение спроса на энергоносители, пищу и чистую пресную воду, вызванное продолжающимся экономическим ростом в сочетании с общим приростом населения и ростом среднего класса. Усиление дефицита указанных ресурсов.
  • Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии (обеспечение более чем трех четвертей потребления энергии к 2030 г.). Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей.
  • «Сланцевая революция» в энергетике (экономически эффективная промышленная добыча сланцевых углеводородов), которая позволила предположительно на 2–3 десятилетия отодвинуть угрозу исчерпания экономически оправданных ресурсов нефти и газа и продлила преимущественно углеводородный характер мировой энергетики. Изменение мирового энергетического ландшафта и перспективных торговых потоков энергоресурсов, прежде всего в части перераспределения потоков сниженного природного газа (СПГ). При несущественном изменении рынков энергоресурсов заметно перераспределится соотношение сил ведущих участников, а некоторые глобальные игроки смогут получить дополнительные возможности влияния. При этом в случае успешного развития добычи сланцевых углеводородов странами
    Северной Америки (осложненное жесткими экологическими стандартами) и Китаем, обладающими наибольшими их запасами, возможно частичное вытеснение России с традиционных энергетических рынков. Вместе с тем, перспективы развития добычи сланцевых углеводородов и степень ее влияния на мировой энергетический рынок зависят от динамики мировых цен на нефть в прогнозный период, а также от уточнения оценки запасов сланцевых углеводородов основными игроками (США, Китай). Ограничения обусловлены высокой себестоимостью добычи, низким коэффициентом
    извлекаемости ресурсов и высокими экологическими рисками.
  • Развитие атомной энергетики за счет увеличения производства электроэнергии на базе использования конкурентоспособных ядерных реакторов третьего и последующих поколений, имеющих более низкую стоимость производства энергии, повышенные характеристики безопасности и лучшие характеристики проектов с точки зрения
    ядерных отходов и угроз распространения ядерных материалов.
  • Постепенное глобальное изменение климата, которое обострит дефицит ряда ресурсов (пресная вода, плодородные почвы), но повысит доступность значительных запасов топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на севере России и Канады, а также на континентальном шельфе в Арктике.
  • Рост объема вредных выбросов в окружающую среду и увеличение объема бытовых и промышленных отходов, стимулирующие внедрение рационального природопользования и безотходных и экологически чистых технологий.
  • Увеличение темпов освоения ресурсов Мирового океана.

Реальный капитал

  • Рост влияния качества инфраструктуры и пространства в целом на выбор региона для жизни, развития и инвестирования.
  • Модернизация экономики и технологическое развитие промышленности и сельского хозяйства на основе внедрения новых технологий.
  • Повышение уровня автоматизации и оптимизации производственных процессов, снижение уровня энергоемкости и материалоемкости производства.
  • Перестройка энергетической инфраструктуры (в целях перехода на использование природного газа, угля и альтернативных источников энергии).
  • Развитие «бесшовного транспорта» и эффективной логистики. Реинжиниринг существующих транспортных систем и их системная интеграция в соответствии с изменением концепций мобильности. Развитие мультимодальных транспортных систем на основе интеграции перемещений и путешествий с интеллектуальными технологиями, обеспечивающей новое качество индивидуальной мобильности.

Финансовый капитал

  • Ужесточение межстрановой и межрегиональной конкуренции за лучших инвесторов, путем создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха.
  • Возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера знаний и технологий. Рост рынка акционерного и долгового капитала, рост кредитного рынка.
  • Расширение применения инструментов финансирования на принципах государственно-частного партнерства.
  • Рост долговой нагрузки в развитых странах и проблема «глобальных дисбалансов» (ситуация, когда суверенные заемщики являются эмитентами валюты, в которой выдан кредит).
  • Увеличение дефицита сбережений в глобальной экономике (недостаток длинных пассивов при сохранении спроса на длинные деньги), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в связи с потерями активов во время
    финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионера.
  • Увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счет государства и внешних инвесторов (преимущественно из развивающихся стран). Изменение структуры источников финансирования развитых экономик: инвесторами развитых экономик во все меньшей степени становятся другие развитые экономики, и в большей – экономики развивающиеся (имеющие свободные денежные средства и стремящиеся разместить их часть на менее рискованных рынках).
  • Движение капитала из развитых рынков в развивающиеся.
  • Постепенное снижение значения американского доллара в качестве уникальной ключевой мировой валюты.

2 ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН

2.1 ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ
Стратегия развития республики опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Конституции Республики Татарстан, выражающей волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа. Соответственно Стратегия обеспечивает приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходит из принципов равноправия народов, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и
межнационального согласия, направлена на укрепление демократии и ускорение социально-экономического развития Республики Татарстан.

Центральной ценностью для Стратегии является Человек – неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и перед будущими поколениями.

Человек – самоценность; создание благоприятных условий для его развития и совершенствования – высшая цель Стратегии. При этом человеческий капитал – основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Мерой успешности развития региона является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала.

Этим обусловлена концентрация содержания Стратегии вокруг трех взаимосвязанных приоритетных тем:
1) формирование и накопление человеческого капитала;
2) создание комфортного пространства для развития человеческого капитала;
3) создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать.

В современном глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между глобальностью и самобытностью, умело вписываются в мировую экономику, не теряя своих уникальных качеств, а опираясь на них в межрегиональной конкуренции.

Обобщение мирового опыта успешных регионов позволяет зафиксировать набор характеристик, наличие которых способствует успеху:

  • образованное, предприимчивое, активное, талантливое, креативное население;
  • система образования мирового уровня;
  • система управления миграционными потоками, привлечение и удержание талантов;
  • низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций;
  • диверсификация экономики (высокая доля малого бизнеса, наличие отраслей –драйверов роста);
  • комфортные условия для жизни, здоровая окружающая среда, безопасность в обеспечении продовольствием и водой высокого качества;
  • разнообразная среда (различные типы поселений, общественные пространства в городах);
  • высокая связность регионального пространства;
  • открытость (активные международные и межрегиональные связи);
  • доступность мировых центров (международный аэропорт);
  • известная столица с богатой культурной жизнью;
  • идентичность, узнаваемость, известность;
  • баланс интересов региональных элит, толерантность;
  • эффективная система управления будущим.

Для того, чтобы укреплять свои позиции в глобальной межрегиональной конкуренции, Татарстану стратегически важно совершенствоваться в следующих направлениях.

В части общественных институтов:

  • управляемая модернизация, постепенный сдвиг от патриархальных отношений;
  • массовое качественное образование, включая иностранные языки;
  • управление талантами;
  • поддержка вертикальной и горизонтальной мобильности по способностям и компетентности;
  • просвещение элит;
  • рост уровня доверия в обществе;
  • ценности здорового образа жизни и эффективное здравоохранение;
  • поликультурность;
  • равенство конфессий.

В части пространства:

  • устойчивое природосообразное развитие;
  • резервирование ресурсов для будущего;
  • полицентричное развитие, учитывающее центральное евразийское положение региона, при акценте на зоны роста – формирование трехядерного Волго-Камского метрополиса за счет развития скоростных и высокоскоростных видов транспорта;
  • удобная городская среда с общественными пространствами, способствующими коммуникации и доверию;
  • сохранение сельской местности за счет несельскохозяйственных видов деятельности;
  • создание вариантов политики в отношении населенных пунктов, теряющих экономическую базу.

В части экономических отношений и управления:

  • рост уровня доверия как фактор экономического развития: развитие кластерных отношений, коллективного управления, обучение сотруенции (сотрудничеству конкурентов);
  • открытая экономика, глобализация как стимул конкурентоспособности;
  • расширение и выравнивание доступа к ресурсам;
  • полноценная экосистема инноваций;
  • взаимовыгодное сотрудничество с федеральным центром;
  • эффективное участие государства в инфраструктурных проектах;
  • системное решение вопросов, связанных с коррупцией, значительное сокращение «теневой экономики»;
  • снижение централизации государственного управления, делегирование полномочий в интересах повышения скорости принятия решений при внедрении принципов управления «на результат» и государственно-частного партнерства.).

Согласование с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации 

Приоритеты и цели развития Республики Татарстан согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах как: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.

Стратегические приоритеты России можно сгруппировать в нескольких блоках, которые находят отражение в трех приоритетных темах Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Отражение стратегических приоритетов России в Стратегии Республики Татарстан

Стратегические приоритеты России Приоритетные темы Стратегии Республики Татарстан
  • Обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия.
  • Защита законных прав и интересов граждан, повышение уровня законопослушности населения, улучшение работы судебной системы, активизации территориального общественного самоуправления.
Человеческий капитал

Наиболее значимый вклад в реализацию федеральных приоритетов Республика Татарстан будет делать по таким направлениям как:

  • инновационная экономика;
  • национальная и продовольственная безопасность;
  • транспортно-транзитная система, международные транспортные коридоры;
  • обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия.

1.1.2 Макроэкономический прогноз

Построение прогноза на долгосрочную перспективу связано с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти политические и/или экономические события, в корне меняющие ситуацию на мировом рынке.
«Прогноз экономического развития стран мира на период 2015-2028 годов: международные сравнения», подготовленный Британским центром экономических и деловых исследований (Centre for Economics and Business Research, 2014), предлагает следующее видение развития ключевых экономик мира:

  • К 2028 году Китай обгонит США и станет крупнейшей экономикой в мире, но это произойдет не ранее 2022 г., поскольку США по-прежнему будут наращивать экономику, а темпы роста китайской экономики уменьшатся.
  • К 2028 году Индия станет третьей по величине экономикой мира, обогнав при этом Японию. ВВП Индии превысит 6,5 трлн.долл. США, тогда как объем японской экономики, которая займет четвертое место в рейтинге, составит
    6,4 трлн.долл. США.
  • Бразилия обгонит Великобританию и Германию и станет пятой по величине экономикой мира. Германия и Великобритания к 2028 году займут шестое и седьмое места в рейтинге. При этом Великобритания к 2030 году обгонит Германию и станет крупнейшей экономикой Европы. Согласно прогнозу, к 2028 году ВВП Великобритании вырастет до 4,3 трлн долл. США, а экономика Германии – до 4,4 трлн. долл. США.
  • Россия к 2028 году останется на восьмом месте в рейтинге крупнейших экономик с ВВП в размере 4,1 трлн. долл. США. В 2018 году стране удастся подняться на шестое место, но затем Россия снова опустится на восьмую строчку,
    которую она занимает и сейчас.
  • Экономика Турции к 2028 году может стать одной из крупнейших в Европе с показателем ВВП 3,4 трлн. долл. США, обогнав Францию и Италию. Долгосрочный прогноз развития мировой экономики, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации на основе макроэкономических прогнозов национальных и международных экономических организаций, включает следующие основные положения (табл. 1.1):
  • В период 2014-2030 годов динамика мировой экономики будет постепенно замедляться под влиянием факторов ожидаемого сокращения прироста населения, а вклад производительности труда не компенсирует факторы сдерживания роста. В результате рост мировой экономики составит в среднем за период 2014-2030 годов 3,4%, что заметно ниже темпов роста в 1995-2010 годов (на уровне 4%).
  • В 2030 году объем мировой экономики увеличится по сравнению с 2014 годом в 1,7 раза
  • В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Это будет значительно сдерживать возможности экономического развития.
  • В базовом сценарии предполагается, что экономика развитых стран в 2014-2030 годах будет расти в среднем на 2,2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 33% в 2013 году до 25% в 2030 году.
  • Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2014-2030 годах экономика будет расти в среднем на 2,2% в год. При этом с середины второго десятилетия XXI века ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте. Рост производительности труда в США в прогнозный период будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения. К 2030 г. динамика производительности приблизится к 2% траектории роста.
  • Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденцией старения населения Еврозоны, будут сдерживать рост европейской экономики:среднегодовые темпы роста за период 2014-2030 годов не превысят 1,5%. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится: с 0,8% в среднем за период 1991-2010 годов до 0,1% за период 2014-2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ускорением роста производительности труда в среднем на 1,0–1,2 %.
  • Замедление прироста и старение населения будут сдерживать экономический рост и в развивающихся странах.
  • Рост экономики Китая в период до 2030 года замедлится и составит в среднем 5,5% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980-2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах: на уровне 5% в среднем за год.
  • Индия и Бразилия до 2030 году сохранят хороший потенциал роста занятости с темпом в среднем около 1,4% в год. К 2030 году занятость в Индии может приблизиться к уровню Китая. В среднем за период 2014-2030 годов рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5,9%, а в целом динамика стран БРИК прогнозируется с темпом 5%.
  • Экономический глобальный рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых за период 2013-2030 годов будет приходиться более 40% всего мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили 20% мирового выпуска, в 2020 году их размер будет более 25 % от мирового ВВП, а к 2030 году – превысит 30%.
  • Несмотря на замедление роста в развивающихся экономиках, разрыв в уровне доходов между ними и развитыми странами будет сокращаться. Если в Китае и Индии в 2013 году ВВП по паритету покупательной способности на душу населения составил соответственно 22% и 10% от уровня США, то в 2020 году этот показатель увеличится соответственно до 30% и 12%. К 2030 году в Китае и Индии ВВП на душу населения от уровня США составит 40% и 18%.

1.1.1 Глобальные тенденции мирового развития

Мы стоим на пороге нового мира. Это мир стремительно меняющихся технологий и предпочтений людей, мир существенно большей волатильности и неопределенности в экономике, мир усиления конкуренции со стороны совершенно новых участников рынка, мир более требовательного регулирования и снижающейся рентабельности бизнеса. Мир, в котором человек становится ключевым активом. Мир, в котором конкуренция перемещается с макроуровня (конкуренция между государствами) на мезоуровень (конкуренция между полюсами роста).

В настоящее время существуют следующие основные глобальные тенденции и факторы развития мировой экономики, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочных стратегий развития (тенденции сгруппированы по семи направлениям конкуренции).

Рынки продукции и услуг

  • Ускорение темпов изменения мира, обуславливающее ускорение процесса
    «творческого разрушения» – постоянного переосмысления предпринимателями путей
    развития в соответствии с новыми вызовами и возможностями, ведущего к удалению
    устаревших и нежизнеспособных элементов и к обновлению экономических структур.
  • Переход на модель устойчивого развития (Sustainable Development), когда
    удовлетворение потребности настоящего времени проходит без ущерба для
    потребностей будущих поколений.
  • Существенный рост населения Земли – за счет роста населения стран Азии, Африки и
    Латинской Америки (согласно прогнозам до 10 млрд чел. к 2030 г.).
  • Удержание позиций лидеров роста развитыми странами, преимущественно входящими
    в «Группу двадцати» (G20), а также быстро развивающимися странами, входящими в
    BRICS+11 и Growth Markets: Филиппины, Египет, Нигерия, Турция, Вьетнам,
    Пакистан, Иран, Бангладеш, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань.
  • Формирование новых регионов – полюсов роста за счет сочетания усиления глобальной конкуренции и активного развития международной кооперации.
  • Смещение центра экономической активности в Азию: Азия во главе с Китаем и Индией становится мировым центром производства и потребления с противоречивой тенденцией, возникшей в последующие годы возврата производственного капитала в развитые страны.
  • Глобальный рост среднего класса с одновременным ростом поляризации доходов во всем мире: увеличение в развивающихся странах численности населения, относимого к среднему классу при снижении числа людей, живущих за чертой бедности.
  • Широкое распространение идеологии общества массового потребления и увеличение
    среднедушевого уровня потребления ресурсов. При этом, однако, формируется и слой
    людей «устойчивого» потребления, сознательно ограничивающих свои потребности.
  • Использование санкций как инструмента экономической политики.
  • Появление новой отрасли цифровизации, которая также выступает инструментом развития других отраслей.
  • Дальнейший рост рынка услуг (лидерами являются развитые страны). Рост рынка
    медицинских услуг, связанный с глобальным старением населения. Рост рынка
    образовательных услуг, вызванный увеличением спроса новой экономики на
    высококвалифицированных специалистов и широким применением в образовании
    информационно-коммуникационных технологий.
  • Существенный рост внутренних рынков развивающихся стран, вызванный ростом
    благосостояния населения крупных развивающихся экономик.
  • Увеличение доли женщин и пожилых людей в качестве основных потребителей
    товаров и услуг.

Институты

  • Ускорение темпов изменения мира, обуславливающее ускорение процесса «творческого разрушения» – постоянного переосмысления предпринимателями путей развития в соответствии с новыми вызовами и возможностями, ведущего к удалению устаревших и нежизнеспособных элементов и к обновлению экономических структур.
  • Возникновение глобальной многополярной системы за счет расширения региональных блоков и возрастания относительной власти негосударственных субъектов – транснациональных корпораций, кланов, религиозных организаций и др.
  • Усиление роли «Группы двадцати» (G20) как ведущего форума международного сотрудничества по наиболее важным политическим, экономическим и финансовым вопросам.
  • Снижение степени доминирования Запада в глобальных системах международного сотрудничества, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк, а также обновление данных институтов в целях повышения эффективности их деятельности.
  • Повышение открытости власти – движение к Открытому правительству.
  • Увеличение влияния гражданского общества в связи с ростом среднего класса и сокращением числа людей, живущих за чертой бедности.
  • Признание значения качества институтов как одного из важнейших факторов конкурентоспособности стран и регионов.
  • Переход от жестких систем управления к «живым», динамично реагирующим на внешние и внутренние воздействия на основе гармоничной институциональной среды. Спрос на новые системы стратегического управления, включающие механизмы повышения конкурентоспособности и инструменты финансово-экономического моделирования развития.

Человеческий капитал

  • Выход человеческого капитала на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики (по сравнению с природно-ресурсным, реальным и финансовым капиталом).
  • Ускорение темпов роста индивидуальных возможностей. Человек становится субъектом глобального мира, являясь саморазвивающимся, мобильным активом.
  • Рост числа компаний, функционирующих вокруг таланта конкретного человека.
  • Рост производительности труда за счет увеличения его технической вооруженности и развития методов и технологий повышения эффективности.
  • Повышение качества образования, обусловленное изменением условий труда в связи с применением новых технологий и возможностями широкого использования в образовании информационно-коммуникационных технологий.
  • Размывание границ между частной жизнью людей и работой.
  • Снижение роли расстояния в качестве сдерживающего фактора сотрудничества.
  • Возрастание роли религиозных ценностей и институтов.
  • Снижение младенческой смертности.
  • Рост числа людей с избыточным весом.
  • Постепенный перехват женщинами менеджерских функций во власти и бизнесе.
  • Глобальное старение населения (особенно в развитых и быстро развивающихся странах. Фактор «Замедление взросления нового поколения» (синдром «Питера Пена»). Создание условий для работы людей старших возрастов.
  • Возвращение части богатых и образованных граждан развивающихся стран на родину, что будет способствовать повышению конкурентоспособности развивающихся экономик.
  • Усиление трудовой миграции населения из бедных стран (регионов) в более богатые (в том числе – увеличение ежегодного уровня чистой иммиграции в развитых странах, компенсирующее сокращение численности трудоспособного населения). Регионы-доноры: Африка, развивающиеся страны Азии, Латинская Америка и СНГ; регионы-реципиенты: Северная Америка, Европа, в меньшей степени – Ближний Восток и развитые страны Азии.

Информация и технологии

  • Увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста (исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов: рабочей силы, топлива, электроэнергии).
  • Дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого лидерство информационных технологий) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а в последствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий).
  • Активное развитие прорывных технологий:
    • искусственный интеллект (развитие науки и технологий создания интеллектуальных машин и компьютерных программ, взаимодействующих на основе технологий «интернет вещей» / «всеобъемлющий интернет», и расширение их возможностей);
    • нанотехнологии; биотехнологии;
    • информационные технологии; когнитивные технологии;
    • социогуманитарные технологии;
    • аддитивные технологии (3D-Printer).
  • Постепенное смещение технологического центра с Запада на Восток и Юг (при сохранении лидерства за США) вследствие активного переноса технологического уклада современной экономики, сложившегося в развитых странах, в развивающиеся страны. Реиндустриализация в США, в ходе которой многие американские компании возвращают производство из развивающихся стран.
  • Увеличение расходов на исследования и разработки.
  • Кратный рост объема информации. Портативность глобальных знаний.
  • Развитие глобальных социальных сетей и усиление их роли во всех сферах общественной жизни.
  • Растущая роль краудсорсинга.
  • Развитие средств оперативного автоматизированного перевода информации на другие языки, что сотрет языковые границы между людьми и существенно повысит эффективность общения.
  • Расширение космических программ.
  • Развитие новых технологий в области здравоохранения и геномики, которые могут обеспечить снижение уровня распространения опасных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.
  • Интеллектуализация экономики: развитие «умных» и экологически чистых технологий, создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств: транспортных систем, систем энергоснабжения, производственных систем, домов, магазинов, городов и др.
  • Глобальная синхронизация в сфере передовых отраслей промышленности.
  • Увеличение скорости обратного инжиниринга (анализ продукта, который успешно вышел на рынок, изучение его структуры, дизайна, технологии и способов производства) вследствие эволюции компьютерных и информационных сред и систем, а также совершенствования ноу-хау в сфере менеджмента. Повышение реализуемости модели, предполагающей при появлении на рынке нового продукта его немедленный анализ и выпуск аналога с меньшими издержками в целях выигрыша рыночной доли.
  • Развитие «зеленой» экономики – экономики с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующей ресурсы и отвечающей интересам всего общества (снижение масштабов негативного влияния на природную среду, а также повышение конкурентоспособности развитых экономик за счет сокращения зависимости от углеводородного сырья и его доли в стоимости конечного продукта).
  • Детальная и системная разработка эффективных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Природные ресурсы

  • Обеспеченность мировой экономики подтвержденными запасами основных промышленных минералов на ближайшие 30-50 лет.
  • Увеличение спроса на энергоносители, пищу и чистую пресную воду, вызванное продолжающимся экономическим ростом в сочетании с общим приростом населения и ростом среднего класса. Усиление дефицита указанных ресурсов.
  • Сохранение доминирующего значения ископаемого топлива в качестве источника первичной энергии (обеспечение более чем трех четвертей потребления энергии к 2030 году). Постепенный переход от использования нефти к использованию природного газа, угля и других заменителей.
  • «Сланцевая революция» в энергетике (экономически эффективная промышленная добыча сланцевых углеводородов), которая позволила предположительно на 2-3 десятилетия отодвинуть угрозу исчерпания экономически оправданных ресурсов нефти и газа и продлила преимущественно углеводородный характер мировой энергетики. Изменение мирового энергетического ландшафта и перспективных торговых потоков энергоресурсов, прежде всего в части перераспределения потоков сниженного природного газа (СПГ). При несущественном изменении рынков энергоресурсов заметно перераспределится соотношение сил ведущих участников, а некоторые глобальные игроки смогут получить дополнительные возможности влияния. При этом в случае успешного развития добычи сланцевых углеводородов странами Северной Америки (осложненное жесткими экологическими стандартами) и Китаем, обладающими наибольшими их запасами, возможно частичное вытеснение России с традиционных энергетических рынков. Вместе с тем, перспективы развития добычи сланцевых углеводородов и степень ее влияния на мировой энергетический рынок зависят от динамики мировых цен на нефть в прогнозный период, а также от уточнения оценки запасов сланцевых углеводородов основными игроками (США, Китай). Ограничения обусловлены высокой себестоимостью добычи, низким коэффициентом извлекаемости ресурсов и высокими экологическими рисками.
  • Рост альтернативной энергетики, возобновление источников энергии.
  • Постепенное глобальное изменение климата, которое обострит дефицит ряда ресурсов (пресная вода, плодородные почвы), но повысит доступность значительных запасов топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на севере России и Канады, а также на континентальном шельфе в Арктике.
  • Рост объема вредных выбросов в окружающую среду и увеличение объема бытовых и промышленных отходов, стимулирующие внедрение рационального природопользования и безотходных и экологически чистых технологий.
  • Увеличение темпов освоения ресурсов Мирового океана.

Реальный капитал

  • Урбанизация: при сохранении текущих тенденций к 2030 году до 60% населения мира будет жить в городах.
  • Рост влияния качества инфраструктуры и пространства в целом на выбор региона для жизни, развития и инвестирования.
  • Перестройка энергетической инфраструктуры (в целях перехода на использование природного газа, угля и альтернативных источников энергии).
  • Развитие «бесшовного транспорта» и эффективной логистики. Реинжиниринг существующих транспортных систем и их системная интеграция в соответствии с изменением концепций мобильности. Развитие мультимодальных транспортных систем на основе интеграции перемещений и путешествий с интеллектуальными технологиями, обеспечивающей новое качество индивидуальной мобильности.

Финансовый капитал

  • Ужесточение межстрановой и межрегиональной конкуренции за лучших инвесторов, путем создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса, жизнедеятельности и отдыха.
  • Возрастание роли прямых инвестиций как ключевого фактора трансфера знаний и технологий. Рост рынка акционерного и долгового капитала, рост кредитного рынка.
  • Расширение применения инструментов финансирования на принципах государственно-частного партнерства.
  • Рост долговой нагрузки в развитых странах и проблема «глобальных дисбалансов» (ситуация, когда суверенные заемщики являются эмитентами валюты, в которой выдан кредит).
  • Увеличение дефицита сбережений в глобальной экономике (недостаток длинных пассивов при сохранении спроса на длинные деньги), вызванное, в том числе, уменьшением ресурсов пенсионных фондов в связи с потерями активов во время финансового кризиса и уменьшением количества работающих на одного пенсионера.
  • Увеличение доли инвестиций, осуществляемых за счет государства и внешних инвесторов.
  • Постепенное снижение значения американского доллара в качестве уникальной ключевой мировой валюты.