Суть данной инициативы в повышении конкурентоспособности наших ВУЗов. А главное — достижение двух главных задач данных образовательных учреждений: подготовка высококлассных специалистов мирового уровня и привитие любви к будущей профессии. Что до первой цели, то о ней много говорят, но видение у чиновников министерства образования судя по результатам следующее: специалист тогда будет эффективным, когда будет знать все формулы сопромата наизусть. Такой «специалист» выходит чаще всего с «пустой головой», абсолютно не приспособленный к жизни. Приведу пример по отношению к строительному университету (мне он ближе, так как я его закончил). Вместо зубрежки формул сопромата, высшей математики, которые в работе ни разу не пригодятся, эффективнее было бы в течении года выполнять один или два коллективных проекта. Проект выдается на группу, распределяются роли. В роли ГАСН и прочих органов принимающих работу выступают преподаватели. Студенты распределяют между собой роли проектировщиков, монтажников, заказчиков, генподрядчиков, стройэкспертизы и т.д. Ролей на стройке на всех хватит. Причем в процессе пятилетнего обучения студент должен попробовать как можно больше ролей. Только так в форме «деловой» игры, человек к концу обучения может определиться с выбором направления деятельности в рамках профессии, научиться взаимодействовать со смежными организациями, понимать бизнес процессы в смежных организациях и быть эффективным с первых же месяцев работы. Идея не нова, на сколько мне известно так выстроен процесс обучения в международной школе в Казани. Так интегрируют новых и развивают опытных сотрудников в продажах по всему миру. Почему методы зарекомендовавшие себя как эффективные по всему миру,считаются не серьезными в нашей устарелой консервативной системе образования!
Что до второй задачи — привить любовь к будущей профессии, то боюсь что ректоры, деканы, чиновники из минобразования её даже не ставят! Как это можно исправить? Все очень просто, опять таки примеры из коммерческих корпораций! Далеко «ходить» не нужно! Нужно делать следующее:
1. Привлекать для проведения лекций самых успешных и лучших в своем деле. Возьмите проект «Бизнес молодость»! Туда идут толпы молодых людей чтобы узнать секреты успеха директоров машиностроительных заводов, крупнейшей сети автомоек в России и многих других руководителей самых крутых и известных предприятий. Я не отрицаю что вузы стараются привлекать практикующих специалистов (судей, сотрудников ГИСУ, врачей). Но этого мало! Нужны известные фамилии, а лучше известные названии компаний! Приглашенные спикеры должны отвечать на практические вопросы. теорию дадут академические преподаватели, а лучше книги!
2. преподавание в форме «деловой игры». Написано выше.
3. Практика на лучших предприятиях города. Если говорим о стройке, у лучших, самых современных застройщиков (они у нас есть).
4. Система наставничества. Система при которой определены наставники из вне. начиная с четвертого курса к ним прикрепляют (добровольно) студентов, желающих подзаработать. Наставник делегирует часть своей работы студенту, тот в замен получает возможность дополнительного заработка, оставаясь в профессии.
Главное в чем заключается моя инициатива, это в изменении подхода. Мы не побоялись изменить подход в дошкольном образовании, введя систему отдельных школ младших классов как в европе. Наше школьное образование стало более интерактивным. Есть примеры перехода на полный интерактив и проектное обучение (к сожалению только за большие деньги и более доступной альтернативы пока нет). Но дальше цепочка обрывается. Ребенок получивший такое дошкольное и школьное образование, обладающий быстрым, современным бизнес мышлением приходит в «закостенелую» систему высшего образования и с первого же триместра теряет интерес к профессии и учебе. Уверен что нам под силу изменить систему, пусть даже плавно без революций. Введя отдельные группы в ВУЗах за дополнительные деньги, мы дадим выбор тем, кому он нужен! И не допустим, чтобы различные фабрики предпринимательства и бизнес молодости полностью заменили высшее образование. А сетевой маркетинг вытеснил такие профессии как инженер-технолог, архитектор, врач, преподаватель. А главное современный подход в обучении повысит конкурентность нашего человеческого капитала!
Оставить комментарий