Главная/Инициативы/Стратегия социально-экономического развития: «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

Стратегия социально-экономического развития: «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

Стратегия социально-экономического развития:
«АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ»
С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

Автор и руководитель проекта:
Р.И.Булатов
Руководитель представительства
Российского экологического центра
в Республике Татарстан,
эксперт Министерства экономики РТ,
Представитель Санкт-Петербургского
кластера чистых технологий для
городской среды в Татарстане,
Член экспертно-научной коллегии
журнала «Промышленная и экологическая
безопасность, охрана труда»
www.rusecocentre.ru, eco-tatarstan.umi.ru
ramil55@mail.ru. +7 965 590 2274

Санкт-Питербург — Казань — Азнакаево
2015 — 2018
СОДЕРЖАНИЕ

№ РАЗДЕЛ Стр.
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2
2 ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Стратегии социально-экономического развития «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» 8
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 16
4 РАБОТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ по Стратегии
«АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ»
С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»
(по состоянию на июнь 2015 года) 18
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 23
6 Приложения

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Основанием для реализации настоящей стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Азнакаево и Азнакаевского района с названием «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» является Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 07.05.2014 № 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы».
В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы (далее – «дорожная карта»), который направлен на обеспечение устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан, а также формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Главная цель реализации «дорожной карты» – создание условий для реализации потенциала экономически активного населения, увеличения благосостояния, уровня и качества жизни населения республики, удельного веса среднего класса, а также решения задач социально-экономического развития Республики Татарстан через развитие сектора малого и среднего предпринимательства.
Задачи «дорожной карты»:
• изменение структуры распределения финансирования мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части увеличения объемов прямой финансовой поддержки;
• стимулирование активности муниципальных образований в вопросах реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
• дифференцированный характер мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающий потребностям предпринимателя на разных стадиях его развития;
максимальный охват предпринимательского сообщества мерами государственной поддержки;
• учет эффективности реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также влияния их реализации на динамику основных показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Достижение цели и эффективность реализации задачи «дорожной карты» оценивается по выполнению следующих ключевых показателей эффективности:
• прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, на уровне не менее 7,3 процента к предыдущему году (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р);
• прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, на уровне не менее 7,3 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р);
• доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте» с целевым значением в 2016 году 34 процента.
Основные направления работы в рамках реализации «дорожной карты»:
• совершенствование государственной регуляторной среды для бизнеса;
• снижение «административных барьеров»;
• повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в вопросах развития малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого и среднего предпринимательства;
• создание, развитие и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и содействие развитию имущественных отношений;
• стимулирование инновационной активности и защита интеллектуальной собственности субъектов малого и среднего предпринимательства;
• повышение доступности ресурсов естественных монополий и снижение тарифной нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональном и международных рынках;
• содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
• снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства и оптимизация системы распределения налоговых доходов от предпринимательской деятельности по уровням бюджетной системы;
• повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства;
• оказание поддержки начинающим субъектам предпринимательства;
• популяризация предпринимательства и вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
• развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;
• информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Повышение качества сервиса и оценки эффективности мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Настоящая стратегия разработана с целью решения задач развития и поддержки малого предпринимательства на территории Азнакаевского района и города Азнакаево. Перед организаторами проекта стоит целый ряд задач, которые направлены на развитие экономического состояния района, создание новых рабочих мест и увеличение собираемости налогов в местный и республиканский бюджет. Ниже приведены цели и задачи настоящего проекта, одной из которых является проблема приведения внешнего вида улиц города Азнакаево в надлежащий вид, достойный звания одного из центров нефтедобывающего региона со славной историей одной из основных отраслей Республики Татарстан XX-XXI веков.
Обращает на себя внимание несомненный факт качественного оформления центра города с его парком, Аллеей Героев, Памятником Победы, широкими улицами и чистыми и ухоженными тротуарами, освещением, обилием магазинов, кафе, бытовыми услугами для населения.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, состояние основной по площади, окраинной части города оставляет желать лучшего. Бросается в глаза отсутствие тротуаров, надлежащего уровня освещенности, создающих неудобства для передвижения пешеходов, практически в любое время суток, двигающихся, в основном, по проезжей части улиц, подвергая свою жизнь опасности.
Стратегия «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» предусматривает разработку и внедрение системного подхода к организации инфраструктуры города с современных позиций и прогрессивных подходов к термину и технологии создания «умного города», в рамках мега проекта «Татарстан-2030», внедряемого руководством Республики Татарстан и Федеральным Правительством.
Какие же основные вопросы необходимо решить при реализации проекта? В проекте «Татарстан-2030», который в этом году был принят за основу территориального развития Республики Татарстан до 2030 года, предлагается принять следующие направления развития муниципальных образований внутри 3-х зональных агломераций на тематических и межотраслевых проектных площадках:

Тематические проектные площадки «Татарстан-2030»
Проектные площадки по направлениям конкуренции
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Природные ресурсы
5. Финансовый капитал, инвестиции
6. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
7. Рынки сбыта
Зональные проектные площадки:
1. Развитие Казанской экономической зоны
2. Развитие Камской экономической зоны
3. Развитие Альметьевской экономической зоны
Межотраслевые проектные площадки:
1. Развитие нефтегазохимического комплекса
2. Развитие комплекса обрабатывающей промышленности
3. Развитие агропромышленного комплекса
Рассмотрим проектные площадки по направлениям конкуренции применительно к Азнакаевскому району и городу Азнакаево.
В настоящее время одним из прогрессивных методов концентрации усилий региональных органов власти и предпринимательского сообщества является создание технопарка по типу инжинирингового центра, в техническую политику которого включается 2-3 основных направления развития региона. В нашем случае максимально приближенными к реальному экономическому положению Азнакаевского района и города Азнакаево подходят следующие направления развития региона путем объединения усилий при создании и развитии структуры научно-технологического типа, это:
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
По линии зональных проектных площадок регион входит в Альметьевскую экономическую зону. Что касается межотраслевых проектных площадок, то в данном случае не ставя акцентированных целей и задач, возможно, рассматривать все три направления.
Все четыре вышеуказанных направления взаимоувязаны между собой и, практически, пересекаются, в той или иной мере, со всеми пунктами проекта «Татарстан-2030», а также с предыдущими программами и проектами развития экономики Республики Татарстан.
Рассматривая настоящий проект с позиций реального воплощения, предусматривается за основу развития принять экономическую модель «точек роста», с последующим их объединением на основе Стратегии социально-экономического развития «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и формированием технопарка-инжинирингового центра «Азнакай».
Под «точками роста» в настоящем проекте понимаются проекты и программы, как вновь создаваемые, так и планируемые, осуществляемые на базе действующих и новых малых предприятий, для которых в проекте предусматривается инвестиционная поддержка для решения его целей и задач.
В решениях руководства Республики Татарстан подчеркивается особая значимость развития предпринимательства на муниципальном уровне с высокой собираемостью налогов в муниципальный и республиканский бюджет, что решающим образом оказывает влияние на поток реинвестиций и развитие региональной экономики.
Настоящий инновационный проект, в своей основе, развивается на ряде «локомотивных проектов», — которые повысят деловую активность, привлекут в них специалистов, трудовые ресурсы и человеческий капитал, — с целью создания новых рабочих мест, развития экономики региона и увеличения регионального валового продукта. В последствии «точки роста», в качестве «локомотивных проектов», предусматривается объединить в структуру технопаркового типа, с единым центром инвестирования, экономической, научной и технической политики.
На начальном этапе развития проекта предлагается к реализации следующие, жизненно необходимые для города и населения района, направления проектной активности:
1. Пространственно-инфраструктурные проекты:
1.1. Оснащение города Азнакаево сетью тротуаров и пешеходных дорожек с высаживанием деревьев и кустов.
1.2. Развитие системы уличного освещения на основе энергосберегающих технологий.
1.3. Рекультивация техногенно загрязненных земель.
1.4. Проект создания туристско-рекреационной зоны «Азнакаево-центр».
1.5. Проект дендропарка (по республиканскому проекту «Дендропарки Республики Татарстан»).
2. Человеческий капитал:
2.1. Разработка и реализация всех проектов силами местных предприятий и специалистов по принципу: «от идеи до полезного продукта».
2.2. Создание образовательных программ для местного населения с использованием местного опыта (профобучение, повышение квалификации, IT-проектирование, малое предпринимательство и др).
3. Институты и предпринимательство:
3.1. Реализация проектов, осуществляемых в Азнакаевском районе и Альметьевской экономической зоне, с обязательным участием субъектов малого предпринимательства на основе аутсорсинга.
3.2. Разработка и реализация проекта технопарка «Азнакай».
3.3. Развитие экологического менеджмента и экоинноваций.
3.4. Разработка программ модернизации и развития.
4. Инновации, информация и технологии
4.1. Создание филиала Казанского IT-парка, используя опыт IT-парка города Набережные Челны.
4.2. Развитие курсов обучения IT-проектирования.
4.3. Адаптация Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России».

2. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Стратегии
«АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ»
С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

От идеи до полезного продукта и его реализации на рынке человеческая мысль материализуется в течение нескольких основных стадий /1 /.
Современные подходы в области реализации инновационных программ и проектов синтезировали следующую стадию в вышеуказанной цепочке движения научных идей – форсайт-проект.
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики.
Идея поддержания традиционного уклада социальной жизни уже в прошлом. Идея изменения социальной жизни в соответствии с интересами одного класса, как это было в России — в прошлом. Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности. Страны, претендующие на лидерство в современном мире, уже не могут позволить себе жить так, как жилось раньше. Они начали работать на создание своего социального будущего и активно включают в этот процесс общество и соответствующим образом пытаются трансформировать устаревшие институты.
В новейшей России форсайт-проектами можно назвать целевые программы всех уровней, крупные федеральные проекты, — такие как Олимпиада 2014, Универсиада 2013, экономические, экологические и социальные программы государства, специальные федеральные мегапроекты по планированию, возведению и запуску для реализации научных и инновационных задач наукоградов (городов-спутников) Республики Татарстан: Иннополис и Смарт-Сити Казань, ФЦП «Чистая вода», инновационный пилотный проект «Дендропарки Республики Татарстан», Казанский экологический форум 2014, долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013 – 2020 годы» и др.
Опыт форсайт-проектов западных стран показывает, что в первую очередь необходимо отказаться от того, что такие объекты, как например, качество жизни населения, уже есть. Необходимо отвечать на другие вопросы: чего же хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия. Это связано с тем, что такие понятия как качество жизни, уровень доверия, гражданское общество — являются социокультурными феноменами, они не существуют объективно, а формируются как эффект определенной социальной практики. При проведении технологического форсайта разработка или продукт, то есть зона приложения усилий, чаще всего задается заказчиком. Здесь же он требует специальной проработки и организации сложной коммуникации. В общественно-политических форсайт-проектах этот объект выделяется в отдельный и называется выработкой «существенных условий».
Важнейшим инструментом понимания целей и задач, определяемых форсайт-проектом, являются базовые принципы, сформулированные идеологами форсайта за последние четверть века:
■ Будущее творимо; оно зависит от прилагаемых усилий
■ Будущее вариативно (возможно много вариантов будущего)- оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут предприняты участниками
■ Есть зоны, по отношению к которой можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены
■ Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым
Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего, вследствие этого в его формировании предполагается участие экспертов.
Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли — выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Большинство форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только учёных, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счёте, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее» приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге — к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.
Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых учёные и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов. Вследствие этого Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме, в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.
Главной отличительной чертой форсайта от прогнозирования является то, что форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.
Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идёт речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.
Во-вторых, форсайт всегда подразумевает участие (часто путём проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определённых групп населения (жителей региона, молодёжи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.
Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов — нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.
Одним из главных узловых элементов участия, продвижения и внедрения форсайт-проектов является институт стейкхолдерства (ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» рекомендует использовать термин «причастная сторона»).
«Стейкхолдеры (заинтересованные лица, дольщики) проекта – люди (организации) или группы людей, имеющие или считающие, что они имеют, законные требования в отношении некоторых аспектов проекта. Целью заинтересованности может быть обеспечение личного интереса, доли в участии или выдвижение требований к проекту; эта цель может изменяться от удовлетворения неформального интереса в процессе участия в проекте и до выставления законных претензий».
В определении неявно заложена очень важная мысль: отношение того или иного заинтересованного лица к проекту характеризуется не только и не столько объективными экономическими предпосылками, а напротив, субъективным отношением к проекту, бизнесу в целом или (что весьма критично) к лидеру этого бизнеса или руководителю проекта.
Согласно модели Менделоу (1991) всех заинтересованных лиц можно классифицировать в зависимости от двух переменных — их интересов и их власти:
1) Власть стейкхолдера определяет его способность оказывать влияние на организацию, инновационный процесс.
2) Интерес стейкхолдера определяется его желанием влиять на организацию. Следовательно, схема стейкхолдера: Влияние стейкхолдера = Власть х Интерес.
Организации, которые участвуют в реализации инновационного проекта, как правило, используют два основных метода построения отношений с внешними стейкхолдерами.
Первый метод заключается в установлении партнерских связей со стейкхолдерами. Важной целью этого метода является построение таких отношений, чтобы для стейкхолдера было более выгодно действовать в интересах компании, поскольку в этом случае он достигает и собственных интересов.
Второй метод представляет собой попытку защиты организации от неопределенности посредством использования приемов, предназначенных для стабилизации и прогнозирования воздействий. Это такие методы управления стейкхолдерами, как маркетинговые исследования, создание специальных отделений, контролирующих сферы интересов важных стейкхолдеров (например: соблюдение законов, контроль за экологической безопасностью), усилия по обеспечению согласительных процедур, реклама и связи фирмы с общественностью и т. д.
Внутренние стейкхолдеры включают менеджеров, служащих, владельцев и совет директоров или правление, в котором представлены менеджеры и владельцы. Один из самых значительных внутренних стейкхолдеров — единоличный исполнительный орган (CEO (англ.)).
Общим при взаимодействии с внутренними стейкхолдерами является то, что их интересы зачастую системно противоречат друг другу (желание менеджмента большей автономии — потребность у акционеров в большем контроле; желание персонала больших зарплат — потребность менеджмента в сокращении издержек; и т. д.). Данные противоречия можно эффективно решить за счет увязывания воедино интересов разных групп (например, построение системы мотивации завязанной на результатах деятельности в целом) / 3 /.
Переходя к следующей стадии процесса реализации идеи, отметим, что она достаточно разработана и успешно реализуется в экономике, — эта стадия создания и осуществления инновационного проекта.
Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов. В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считается лидером в области инноваций). В области медицины: СПИД-центр под руководством В. И. Покровского.
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: • федеральные; • региональные; • принимаемые на уровне предприятия, организации.
По типу инновации подразделяются на:
• новый товар; • новая услуга; • новый метод производства; • новый метод управления; • новый рынок; • новый источник сырья;
По отношению к уже имеющимся системам — подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков — поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества
Инновационные проекты также бывают по степени завершенности — конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Каждый инновационный проект должен пройти цикл «наука-производство-потребление».
Для решения поставленных в настоящем проекте целей и задач его развития создается Центр научно-технического и инжинирингового развития (ЦНТИР) «Азнакай» (веб-сайты: https://www.facebook.com/centreaznakay/, https://www.ok.ru/group/53686464282867).
Также следует отметит, что большая часть работ ведется в рамках программ Территориально-отраслевого кластера Агрополис «Алькиагробиопром» члена Санкт-Петербургского кластера чистых технологий для городской среды (веб-сайты: https://www.facebook.com/groups/TOKAGRO/, https://www.facebook.com/groups/TICAGRO/, https://vk.com/agropolis_alkeeagrobioprom, https://vk.com/tic_agropolis_alkeeagrobioprom)

Литература
1. Булатов Р.И. //Бином наука-инновации» способен управлять рисками в сфере безопасности// «Промышленная и экологическая безопасность», № 9(71) сентябрь 2012 г.
2. Булатов Р.И.//Инновационный проект: «Наукограды (города-спутники) Республики Татарстан// Москва-Казань/2005-2009г.г.
3. Булатов Р.И.// Программа «Дендропарки Республики Татарстан/Казань. 2009.
4. Доклад рабочей группы по форсайту при «Курчатовском институте»//20 февраля 2012.
5. ru.wikipedia.org/wiki/Инновационный_проект.

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ТАБЛИЦА РАСХОДОВ
по созданию и организации работы
Центра научно-технического и инжинирингового развития (ЦНТИР) «Азнакай»

№ Наименование
работ Должность Срок
исполнения,
мес. Заработная
плата, руб. Сумма,
Руб.
1 Управление ЦНТИР Директор 12 30 000 360 000
2 Руководство проектом
«АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» Руководитель
проекта 12 30 000 360 000
3 Бухгалтерский учет Главный бухгалтер 12 25 000 300 000
4 Экономико-статистические исследования Экономист 12 25 000 300 000
5 Разработка направления и «точек роста» проекта
«Пространственно-инфраструктурные проекты»
Руководитель отдела 12 25 000 300 000
5 Разработка направления и «точек роста» проекта
«Развитие человеческого капитала» Руководитель отдела 12 25 000 300 000
6 Разработка направления и «точек роста» проекта
«Институты и предпринимательство»
Руководитель отдела 12 25 000 300 000
7 Разработка направления и «точек роста» проекта
Инновации, информация и технологии
Руководитель отдела 12 25 000 300 000
8 Административная и кадровая работа Секретарь-референт 12 20 000 240 000
9 Специальная и целевая работа Специалист направления
4 чел. 12 20 000х12х4 960 000
10 Командировочные расходы 2 12 20 000х2х12 480 000
11 Оргтехника ЭВМ, связь — 300 000 300 000
12 Канцелярские расходы Бумага, картриджи, папки 12 20 000 240 000
13 Аренда Офис,
автомобиль 12 50 000 600 000
14 Непредвиденные расходы 5 % от обшей суммы — — — 267 000
ИТОГО: 6 607 000

В дальнейшем Центр научно-технического и инжинирингового развития (ЦНТИР) «Азнакай» развивается на хозрасчетной основе за счет развития 4-х вышеуказанных направлений развития регионального МСП в рамках проекта «Татарстан-2030» и ранее принятых руководством Татарстана проектов и программ и развития точек роста и МСП, с целью развития курса на импортозамещение и увеличение доли МСП в региональном валовом продукте до 34 процентов в соответствии с решениями руководства республики, а также динамичному переходу Азнакаевского района из III-го экономического уклада в V-й экономический уклад.

4. РАБОТЫ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ
по Стратегии
«АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ»
С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»
(по состоянию на 2015-2017 года)

При подготовке настоящего проекта с целью решения задач развития и поддержки малого предпринимательства на территории Азнакаевского района и города Азнакаево, в том числе и в рамках работ на проектных площадках проекта «Татарстан-2030 были произведены следующие предварительные изыскания, анализ и работы:
• Перед исполнителями проекта был поставлен ряд целей и задач, которые направлены на развитие экономического состояния района, создание новых рабочих мест и увеличение собираемости налогов в местный и республиканский бюджет за счет развития МСП.
• Одной из задач настоящего проекта является приведение внешнего вида части улиц города Азнакаево в надлежащий вид, достойный звания одного из центров нефтедобывающего региона со славной историей одной из основных отраслей Республики Татарстан XX-XXI веков.
• Был разработана стратегия в виде инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» предусматривающий разработку и внедрение системного подхода к организации инфраструктуры города с современных позиций и прогрессивных подходов к термину и технологии создания «умного города», в рамках мега проекта «Татарстан-2030», внедряемого руководством Республики Татарстан и Федеральным Правительством и в русле Постановления Кабинета Министров РТ от 07.05.2014 №302.
• Выдвинуты основные задачи, которые необходимо решить при реализации проекта в рамках проекта «Татарстан-2030», который в этом году был принят за основу территориального развития Республики Татарстан до 2030 года.
• Рассмотрены предложения о принятии следующих направлений развития муниципальных образований внутри 3-х зональных агломераций на тематических и межотраслевых проектных площадках:
— рассмотреть проектные площадки по направлениям конкуренции применительно к Азнакаевскому району и городу Азнакаево.
— предложить, как один из прогрессивных методов концентрации усилий региональных органов власти и предпринимательского сообщества, создать технопарковую структуру по типу инжинирингового центра, в техническую политику которого включается 3-4 основных направления развития региона.
— считать максимально приближенными к реальному экономическому положению Азнакаевского района и города Азнакаево следующие направления развития региона путем объединения усилий при создании и развитии структуры научно-технологического типа, это:
1. Человеческий капитал
2. Институты и предпринимательство
3. Инновации, информация и технологии
4. Пространство, инфраструктура, реальный капитал
По линии зональных проектных площадок регион входит в Альметьевскую экономическую зону. Что касается межотраслевых проектных площадок, то в данном случае не ставя акцентированных целей и задач, возможно, рассматривать все три направления, предложенные в проекте «Татарстан-2030».
Все четыре вышеуказанных направления взаимоувязаны между собой и, практически, пересекаются, в той или иной мере, со всеми пунктами проекта «Татарстан-2030», а также с предыдущими программами и проектами развития экономики Республики Татарстан.
— Рассматривать настоящий проект с позиций реального воплощения, с этой целью предусмотреть в качестве основы развития экономическую модель «точек роста», с последующим их объединением на основе Стратегического инновационного проекта «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и формированием технопарка-инжинирингового центра «Азнакай».
— под «точками роста» в настоящем проекте понимать проекты и программы, как вновь создаваемые, так и планируемые, осуществляемые на базе действующих и новых малых предприятий, для которых в проекте предусматривается инвестиционная поддержка для решения его целей и задач.
• За основу политики инновационного развития проекта принять решения руководства Республики Татарстан, в которых подчеркивается особая значимость развития предпринимательства на муниципальном уровне с высокой собираемостью налогов в муниципальный и республиканский бюджет, что решающим образом оказывает влияние на поток реинвестиций и развитие региональной экономики.
• Настоящий инновационный проект планируется развивать на ряде «локомотивных проектов», — которые повысят деловую активность, привлекут в них специалистов, трудовые ресурсы и человеческий капитал, — с целью создания новых рабочих мест, развития экономики региона и увеличения регионального валового продукта. В последствии «точки роста», в качестве «локомотивных проектов», предусматривается объединить в структуру технопаркового типа, с единым центром инвестирования, экономической, научной и технической политики, с сохранением их самостоятельности в качестве субъектов экономики и предпринимательства.
• На начальном этапе развития проекта предусматривается развивать следующие, жизненно необходимые для города и населения района, направления проектной активности:
1. Пространственно-инфраструктурные проекты:
1.1. Оснащение города Азнакаево сетью тротуаров и пешеходных дорожек с высаживанием деревьев и кустов.
1.2. Развитие системы уличного освещения на основе энергосберегающих технологий.
1.3. Рекультивация техногенно загрязненных земель.
1.4. Проект создания туристско-рекреационной зоны «Азнакаево-центр».
1.5. Проект дендропарка (по республиканскому проекту «Дендропарки Республики Татарстан»).
2. Человеческий капитал:
2.1. Разработка и реализация всех проектов силами местных предприятий и специалистов по принципу: «от идеи до полезного продукта».
2.2. Создание образовательных программ для местного населения с использованием местного опыта (профобучение, повышение квалификации, IT-проектирование, малое предпринимательство и др.).
3. Институты и предпринимательство:
3.1. Реализация проектов, осуществляемых в Азнакаевском районе и Альметьевской экономической зоне, с обязательным участием субъектов малого предпринимательства на основе аутсорсинга.
3.2. Разработка и реализация проекта технопарка «Азнакай».
3.3. Развитие экологического менеджмента и экоинноваций.
3.4. Разработка программ модернизации и развития.
4. Инновации, информация и технологии
4.1. Создание филиала Казанского IT-парка, используя опыт IT-парка города Набережные Челны.
4.2. Развитие курсов обучения IT-проектирования.
4.3. Адаптация Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России».
• На начальной стадии реализации Стратегии «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» подвергся обсуждению представителей администрации, предпринимательского сообщества и общественности с целью максимальной открытости в русле внутренней политики государства и всесторонней поддержки населения Республики Татарстан. Выявлена основная группа участников и кураторов проекта (см. Приложение к проекту.)
• Одним из начальных этапов проекта предусмотреть создание Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай», учреждаемого при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан и Администрации Азнакаевского района, основной задачей которого станет проведение в жизнь Стратегии «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и разработка дорожной карты для его реализации.
• В задачи Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» (ЦНТИР) Республики Татарстан входят все вышеперечисленные направления работы, а также участие в кластерном развитии республиканской экономики и в развитии проекта «Татарстан-2030».
• В дальнейшем Центр научно-технического и инжинирингового развития (ЦНТИР) «Азнакай» развивается на хозрасчетной основе за счет развития 4-х вышеуказанных направлений развития регионального МСП в рамках проекта «Татарстан-2030» и ранее принятых руководством Татарстана проектов и программ и развития точек роста и МСП. , с целью развития курса на импортозамещение и увеличение доли МСП в региональном валовом продукте до 34 процентов в соответствии с решениями руководства республики, а также динамичному переходу Азнакаевского района из III-го экономического уклада в V-й экономический уклад.
Состояние работ по направлениям проекта на июнь 2015 года:
1. Пространственно-инфраструктурные проекты:
1.1. Оснащение города Азнакаево сетью тротуаров и пешеходных дорожек с высаживанием деревьев и кустов.
1.2. Развитие системы уличного освещения на основе энергосберегающих технологий.
1.3. Рекультивация техногенно загрязненных земель.
1.4. Проект создания туристско-рекреационной зоны «Азнакаево-центр».
1.5. Проект дендропарка (по республиканскому проекту «Дендропарки Республики Татарстан»).
Предложена общая схема работы и предприятия-исполнители по п.п.1.1.,1.2.1.3. Констатирована частичная готовность в плане оснащения специализированной техникой одного из основных предприятий-исполнителей. Разработаны, утверждены и освоены ТУ и технология исполнения по п.1.3. Разрабатывается проект создания туристско-рекреационной зоны по п.1.4.
2. Человеческий капитал:
2.1. Разработка и реализация всех проектов силами местных предприятий и специалистов по принципу: «от идеи до полезного продукта».
2.2. Создание образовательных программ для населения города и района с использованием местного опыта (профобучение, повышение квалификации, IT-проектирование, малое предпринимательство и др.).
По п.2.1. подобраны предприятия и специалисты для исполнения профильных задач, поставленных настоящим проектом. В качестве примера ниже приведены IT-проекты, реализуемые вновь созданными группами специалистов, указаны стадии реализации:
— проект №1266 – прошел предварительный отбор в программе стартап в ФРИИ (Сколково, IT-парк Казань);
— проект «Социально-предпринимательская сеть «Семейный туризм» был представлен на Стартап – Сабантуй — Казань-Уфа, конкурс на грант IT-парк Казань, ФРИИ, Москва).
3. Институты и предпринимательство:
3.1. Реализация проектов, осуществляемых в Азнакаевском районе и Альметьевской экономической зоне, с обязательным участием субъектов малого предпринимательства на основе аутсорсинга.
3.2. Разработка и реализация проекта технопарка «Азнакай».
3.3. Развитие экологического менеджмента и экоинноваций.
3.4. Разработка программ модернизации и развития.
Разработан проект и ТЭО создания и функционирования Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» (ЦНТИР). Проведены предварительная переписка и переговоры с Администрацией муниципального района Азнакаево, Министерством экономики РТ, предпринимателями, гражданской и научной общественностью. Российским экологическим центром предложена система сертификации экологически чистой продукции и экологического менеджмента предприятий в соответствии со стандартами ИСО. По п. 3.1. рассматриваются проекты для МСП.
4. Инновации, информация и технологии
4.1. Создание филиала Казанского IT-парка, используя опыт IT-парка города Набережные Челны.
4.2. Развитие курсов обучения IT-проектирования.
4.3. Адаптация Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России».
По п.п. 4.1., 4.2. ведутся переговоры с Казанским IT-парком. По п.4.3. разработан проект и ТЭО по выпуску функциональной питьевой воды на базе МП, запатентованной в 40 странах мира, в качестве фрагмента Государственной программы «Активное долголетие с высоким качеством жизни населения России».

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На начальной стадии реализации Стратегии «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» подвергается обсуждению представителей администрации, предпринимательского сообщества и общественности с целью максимальной открытости в русле внутренней политики государства и всесторонней поддержки населения Республики Татарстан в русле Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 07.05.2014 № 302 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы».
Одним из начальных этапов проекта является создание Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай», учреждаемого при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан и Администрации Азнакаевского района, основной задачей которого станет проведение в жизнь Стратегии «АЗНАКАЕВО – ГОРОД «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ» и разработка дорожной карты для его реализации.
В задачи Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай» Республики Татарстан входят все вышеперечисленные направления работы, а также участие в кластерном развитии республиканской экономики и в развитии проекта «Татарстан-2030», направленного на импортозамещение и увеличение доли МСП в региональном валовом продукте до 34 процентов в соответствии с решениями руководства республики, а также динамичному переходу Азнакаевского района из III-го экономического уклада в V-й экономический уклад.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Экономическое районирование Республики Татарстан
(Зональные проектные площадки)
Тенденции пространственного развития Республики Татарстан
Переход к новым технологическим укладам к 2030 году – преобразование видов пространств
Преобразования пространства при переходе
к новым технологическим укладам
Иллюстрации: Р.М.Воронкова
«Стратегия пространственного развития Республики Татарстан»,
ООО «Лаборатория градопланирования».
«Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.» — «Татарстан-2030».

От Рамиль Булатов|Район: городской округ Казань|Город: Казань|28.05.2018|

Оставить комментарий