Раздел 3.2.3

3.2.3 Меры пространственного развития

 Стратегии экономических зон

Дифференциация стратегий развития произведена по трем экономическим зонам – Казанской, Камской и Альметьевской, которые были выделены на основе специализированных критериев (рис. 3.8). Экономическая зона Республики Татарстан – это часть территории республики, сформированная в естественных природных и административных границах, обладающая социально-экономической и пространственной спецификой, относительно обособленная от других зон. Границы зон совпадают с границами муниципальных образований. В состав каждой экономической зоны входят городские агломерации (соответственно – Казанская, Камская и формирующаяся Альметьевская), состоящие из центральных муниципальных образований, пояса агломерации и пояса формирующего влияния городских агломераций (пояса экономической зоны). Формирование центров поясов экономических зон позволит усилить связанность территорий и обеспечить развитие удаленных муниципальных образований Республики Татарстан.

Рисунок 3.8 – Экономические зоны Республики Татарстан

По экономическому значению зоны существенно различаются (рис. 3.9).

Рисунок 3.9 – Показатели развития Республики Татарстан в разрезе экономических зон

Казанская экономическая зона

В пространственной структуре Казанской экономической зоны (КазЭЗ) выделяются Казанская агломерация и пояс формирующего влияния Казанской агломерации, состоящий из трех подзон – Предкамской, Закамской и Предволжской.

В Казанской экономической зоне выявлены действующие и потенциальные территории активного развития:

1.Зона активного развития Казанской городской агломерации, включающая городской округ Казань и пять муниципальных районов – Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский.

2.Зоны активного развития малых городов и сельских территорий:

  • Предкамская зона, включающая территорию, расположенную между районными центрами – ядрами развития третьего порядка: Арском, Балтаси, Кукмором, Богатыми Сабами и Тюлячами;
  • Предволжская зона, включающая территорию, расположенную между районными центрами – ядрами развития третьего порядка: Буинском, Апастово, Камским Устьем и Тетюшами.

3. Зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны «Волжско-Камский поток», которая включает в себя территории Казанской агломерации, расположенные вдоль реки Волги, а также Спасский, Алексеевский, Чистопольский, Тетюшский, Камско-Устьинский, Лаишевский и Рыбно-Слободский муниципальные районы.

4.Территории трансграничного сотрудничества Казанской экономической зоны:

  • Западная: городской округ Казань и Зеленодольский район, взаимодействующие с городом Волжском, расположенным в Республике Марий Эл.
  • Северная: Кукморский и Балтасинский муниципальные района, взаимодействующие с городами Вятские Поляны и Малмыж (Кировская область).
  • Юго-западная: Буинский район, активно взаимодействующий с населенными пунктами Чувашской Республики и Ульяновской области.

Отраслевая структура Казанской экономической зоны определяется такими отраслями, как химическая промышленность (химия и нефтехимия), электроэнергетика, машиностроение (авиастроение, судостроение, производство электрооборудования), легкая промышленность, АПК, новое строительство и производство строительных материалов. Особая роль принадлежит Казани и агломерации, где сосредоточены высшее образование и комплекс услуг.

Перспективное видение Казанской экономической зоны – пространство интеграции территорий инновационного развития городской агломерации и сельских территорий пояса формирующего влияния, нацеленных на индустриализацию хозяйственной деятельности (рис. 3.10). Казанская экономическая зона – территория развития «умной экономики». Пространственное развитие ориентировано на поддержку перехода к пятому и в перспективе к шестому технологическому укладу.

Рисунок 3.10 – Пространственное развитие Казанской экономической зоны

Перспективные функции Казани и ее новых спутников Иннополиса и Смарт Сити Казань:

  • передовой университетский центр и научно-исследовательский центр мирового уровня;
  • глобальный конкурентоспособный информационно-технологический полюс;
  • финансовый центр полюса роста «Волга-Кама»;
  • транспортно-логистический хаб.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Казанской экономической зоны показаны на рисунке 3.11.

Рисунок 3.11 – Отраслевые приоритеты развития Казанской экономической зоны

Камская экономическая зона

Пространственная структура Камской экономической зоны (КамЭЗ) состоит из Камской агломерации и пояса формирующего влияния Камской агломерации.

На территории Камской экономической зоны выделяется три зоны активного развития:

  • Зона активного развития Камской городской агломерации, включающая Елабужский, Менделеевский, Тукаевский и Нижнекамский районы, и городской округ Набережные Челны. В перспективе участниками агломерационных процессов станут города Мензелинск, Мамадыш и Заинский муниципальный район.
  • Зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны «Волжско-Камский поток» охватывает территории Актанышского, Мензелинского, Агрызского, Елабужского, Менделеевского, Тукаевского и Нижнекамского районов и городского округа Набережные Челны.
  • К территориям трансграничного сотрудничества отнесен Агрызский муниципальный район, активно взаимодействующий с соседними районами Удмуртской Республики.

Отраслевая специализация Камской экономической зоны: нефтехимическая и химическая промышленность, автомобилестроение, электротехническая промышленность, агропромышленный комплекс.

Перспективное видение Камской экономической зоны – лидер промышленно- технологического развития полюса роста «Волга-Кама», территория «новой индустриализации» и развития высоких технологий (рис. 3.12).

Рисунок 3.12 – Пространственное развитие Камской экономической зоны

На базе развивающихся в рамках Камского инновационного территориально- производственного кластера машиностроения и нефтехимической промышленности будут созданы новые индустриальные проекты. Пространственное развитие Камской экономической зоны ориентировано на переход к пятому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Камской экономической зоны показаны на рисунке 3.13.

Рисунок 3.13 – Отраслевые приоритеты развития Камской экономической зоны

Альметьевская экономическая зона

Пространственная структура Альметьевской экономической зоны (АльмЭЗ) состоит из Альметьевской агломерации и пояса формирующего влияния Альметьевской агломерации. В процессах формирования Альметьевской городской агломерации на сегодняшний день участвуют три граничащих между собой муниципальных района: Альметьевский, Лениногорский и Бугульминский, а также, отчасти, Азнакаевский район.

Черемшанский, Нурлатский, Аксубаевский, Новошешминский муниципальный районы и значительная часть Сармановского муниципального района являются преимущественно территориями развития аграрной индустрии. Среди них выявлена потенциальная территория активного развития («Закамская зона активного развития малых городов и сельских территорий»), включающая город Нурлат и пгт. Аксубаево, которые обладают давними экономическими связями между собой.

Пограничные муниципальные районы, Ютазинский и Бавлинский, благодаря проходящим по их территории федеральным транспортным путям (железная дорога Ульяновск – Уфа и автодороги федерального значения М-5 и Р-239) являются зоной активного взаимодействия между Республикой Татарстан и соседними регионами: Республикой Башкортостан и Оренбургской областью. Такое пространственное положение создает преимущества для указанных районов в области социально- экономического трансграничного сотрудничества. Именно Бавлинский и Ютазинский муниципальные районы, учитывая планы по строительству новой международной автомагистрали по направлению Санкт-Петербург – Татарстан – Казахстан – Западный Китай, являются потенциальными претендентами на размещение здесь крупных транспортно-логистических комплексов международного уровня и стратегических площадок для инвестиций и развития бизнеса.

Аналогичную задачу на границе с Самарской областью выполняет город Нурлат, который и в перспективе, являясь важным транспортным узлом на стыке трех регионов, будет выступать активным агентом в трансграничном сотрудничестве между Республикой Татарстан, Самарской и Ульяновской областями.

Отраслевая специализация Альметьевской экономической зоны: нефтедобыча и добыча попутного газа, производство нефтяного и прочего оборудования, АПК, производство строительных материалов.

Перспективное видение Альметьевской экономической зоны – территория диверсификации экономики, модернизации нефтегазового комплекса на основе развития высоких технологий в области нефтедобычи и перехода к ее глубокой переработке, индустриализации сельскохозяйственных видов деятельности (рис. 3.14).

Рисунок 3.14 – Пространственное развитие Альметьевской экономической зоны

Пространственное развитие Альметьевской экономической зоны ориентировано на многоукладную диверсифицированную экономику, обеспечивающую работу данной территории в качестве «Восточных ворот Татарстана» при акценте на развитие Альметьевской агломерации и зон трансграничного сотрудничества, повышение статуса и привлекательности малых городов и сельских населенных пунктов за счет улучшения качества среды и активизации потенциала саморазвития.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Альметьевской экономической зоны показаны на рисунке 3.15.

Рисунок 3.15 – Отраслевые приоритеты развития Альметьевской экономической зоны

Стратегии агломераций Казанская агломерация

Казанская агломерация

Казанская агломерация – моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского муниципальных районов, а также город Волжск (Республика Марий Эл), находящиеся в пределах часовой транспортной доступности от центрального коммуникационного ядра Казани (рис. 3.16). Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. чел. Плотность населения – 177 чел./га.

Основные проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов:

  • пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами – участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;
  • слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через Волгу;
  • изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры;
  • стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.

Рисунок 3.16 – Пространственное развитие Казанской агломерации

Направления преобразований:

  • формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани, а также строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени (строительство моста через реку Волгу южнее города Казани будет способствовать развитию Лаишевского района; Верхнеуслонский муниципальный район, расположенный на правом берегу Волги, активно включится в агломерационные процессы; важным условием освоения этой территории является сохранение ее экосистемы – применение «зеленых» технологий, использование мало- и среднеэтажной жилой застройки, развитие рекреационных и досуговых функций);
  • развитие и модернизация инженерной инфраструктуры;
  • упорядочение хозяйственной деятельности в пригородных зонах;
  • редевеломент промышленных зон;
  • сохранение и обустройство приречных территорий Волги и малых рек, формирование рекреационных зон;
  • редевелопмент территорий поселений-спутников Казани, развитие селитебной застройки.

Планируемые к разработке и реализации программы:

«Реновация расселения»:

  • развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках г.о. Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани;
  • реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана);
  • комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение «рыхлой» жилой застройки (районы «Большая Крыловка», Калуга-Аметьево, Аметьево и т.д.);
  • освоение территорий вдоль Волги от центра города Казани до поселка Юдино — территории Порохового завода, Адмиралтейская Слобода;
  • проектировать районы массовой застройки эконом класса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека.

«Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации».

Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения. Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей.

«Пригородная зона Казани».

Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акваторий Куйбышевского водохранилища. Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий.

«Редевеломент промышленных зон».

Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности. Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды.

«Казанские набережные».

Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности жителей. Создание непрерывного водно- зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и постоянно увеличивающегося потока приезжих. «Зеленые артерии» создают «якорный» эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях. Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации.

Дополнение в государственную программу Республики Татарстан по развитию транспортной инфраструктуры «Развитие транспортной инфраструктуры Казанской агломерации» – формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта.

Пространственная модель Казанской агломерации

Лидирующая роль города Казани как научно-образовательного, инновационного и финансового центра закрепляется радиальными связями основных магистралей. Поселения-спутники, расположенные в поясе центрального ядра, формируют полифункциональную структуру агломерации: появляется единое функционально связанное пространство. Осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) частично переносится из центра в поселения-спутники. Получают цивилизованное развитие пригороды, образуется единый рынок труда агломерации. Агломерация становится важным узлом в пространственной структуре региональной и глобальной экономики.

Камская агломерация

Камская агломерация – полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами Набережные Челны, Нижнекамск,

Елабуга и Менделеевск (рис. 3.17). В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Елабужского, Менделеевского, Тукаевского, Нижнекамского муниципальных районов, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 944,3 тыс. чел. Плотность населения – 165 чел./га.

Основные проблемы агломерации:

  • моноспециализация городов;
  • неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;
  • неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности нефтеперерабатывающих и химических производств Нижнекамска и Менделеевска;
  • нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;
  • однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.

Рисунок 3.17 –Пространственное развитие Камской агломерации

Направления преобразований:

  • трансформация и диверсификация специализации городов-ядер агломерации, развитие синергетического эффекта от сотрудничества;
  • усиление идентичности городов-ядер агломерации;
  • формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включая развитие скоростных связей и строительство стратегических мостов в районе п. Соколки и (в долгосрочной перспективе) г. Елабуги;
  • интенсивное развитие городов агломерации в границах существующих урбанизированных территорий, максимальная сохранность природных ландшафтов и земель сельскохозяйственного назначения;
  • девелопмент (деятельность, связанная с развитием территории и подготовкой земель и объектов с целью их нового использования) территорий в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, нацеленный на формирование плотной и связной городской среды;
  • реализация приоритетных проектов Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2016 г. № 1257-р.

Планируемые к разработке и реализации программы и проекты:

«Реновация / умная плотность».

Запуск качественных преобразований, прежде всего, на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970-1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамск, а также частично Елабуги, Менделеевска и пгт. Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки.

«Город и ландшафты».

Раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы – главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой – получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств.

«Город и промышленность»:

  • новое использование высвобождающихся производственных площадей;
  • новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон;
  • создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.).

«Город и наследие».

Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода. Использование механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям. Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте.

«АлаБег».

 Проект «АлаБег» – структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны «Алабуга» и аэропорта «Бегишево» (рис. 3.18). Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Кама в районе городского ипподрома города Елабуги. «АлаБег» является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность. Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы «Волжско-Камский поток», «АлаБег» даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также «АлаБег» способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги. В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста.

Рисунок 3.18 – Селитебно-производственный эко-коридор «АлаБег»

Пространственная модель Камской агломерации

Модель агломерации формируется относительно природной оси – реки Камы, являющейся основой пространственного каркаса. Устойчивость каркаса обеспечивают транспортные коридоры с мостовыми переходами через Каму. Интеграция транспортных систем, синергия городов-ядер, каждый из которых обладает собственным образом и хозяйственной спецификой, усиливают пространственные позиции агломерации. Взаимоотношения «город–вода» – основная составляющая привлекательности и связности пространства Камской агломерации.

Альметьевская агломерация

Альметьевская агломерация – полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами – городами Альметьевск, Бугульма, Лениногорск (рис. 3.19). В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты одноименных муниципальных районов: Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 337 тыс. чел. Плотность населения – 71чел./га.

Основные проблемы агломерации:

  • ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;
  • низкая пропускная способность существующей сети автодорог;
  • недостаточность «событийных пространств» в агломерации;
  • неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;
  • отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.

Направления преобразований:

  • развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов-ядер Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий;
  • создание единой транспортной системы Альметьевской агломерации на основе автобусного сообщения: интенсификация и централизация работы сети общественного транспорта, охватывающей города-ядра агломерации, поселения- спутники и сельские населенные пункты;
  • формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так на межмуниципальных площадках;
  • развитие комплексной инфраструктуры спорта и туризма.

Рисунок 3.19 – Пространственное развитие Альметьевской агломерации

Планируемые к разработке и реализации программы:

«Восточные ворота Татарстана».

Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге Европа – Западный Китай, Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня. Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов.

«Восточный меридиан».

Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма – Альметьевск – Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры. Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации. Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации.

«Реновация расселения».

Развитие селитебной застройки в поселениях- спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений.

«Общественные пространства Альметьевской агломерации».

Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках. Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выровнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой.

«Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан».

Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации. Перспективные виды туризма – рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко- краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм – сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру. Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.

Дополнения в Государственную программу Республики Татарстан по развитию транспортной инфраструктуры «Создание единой транспортной системы Альметьевской агломерации на основе автобусного сообщения».

Пространственная модель Альметьевской агломерации

Структура агломерации имеет линейно-узловой характер. Пространственный каркас формирующейся Альметьевской агломерации составляет международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» и межрегиональный транспортный коридор по направлению Пермь – Ижевск – Набережные Челны – Альметьевск – Западный Казахстан.

Общность отраслевой специализации городов и их многокомпонентность определяют функциональную равновесность и взаимодополняемость ядер.

Развитие сельских территорий

В целях настоящей Стратегии под сельскими территориями понимаются территории за границами городов, включающие земли сельских населенных пунктов и окружающие их территории. Оптимизация системы расселения Республики Татарстан предполагает сохранение сельских территорий и улучшение качества жизни сельского населения.

Проблемы:

  • отсутствие механизмов государственного регулирования процессов урбанизации;
  • некомплексная реализация проектов по индустриализации сельского хозяйства;
  • отсутствие координации и стыковки схем территориального планирования между муниципальными районами;
  • не всегда рациональное муниципально-территориальное деление: сельские населенные пункты, расположенные в пригородах Казани, в Камской и Альметьевской агломерациях, функционально часто играют роль удаленных районов городов; их экономика более чем на 90% ассимилирована с экономикой крупных городов;
  • значительная асимметрия в обеспечении социально-культурными и досуговыми услугами сельской молодежи (прежде всего, по причине отсутствия подобных услуг);
  • недостаток рабочих мест и низкая транспортная мобильность;
  • инертность жилищного строительства, не позволяющая должным образом решать социально-экономические проблемы сельской местности.

Тенденции и вызовы:

  • оптимизация системы расселения Республики Татарстан с двуединой задачей: сохранение сельских территорий и улучшение жизни населения;
  • возможность самореализации сельских сообществ, использование специфики полиэтничности Татарстана, сохранившихся резервов села;
  • возможности разных вариантов малого бизнеса на селе, в том числе производства экологически чистой продукции;
  • поиск оптимальной для условий республики многоукладности в разных районах, сочетание крупных, средних и малых предприятий;
  • возможности выхода на рынки соседних регионов и пути привлечения инвесторов;
  • возможности диверсификации экономики сельской местности и развития в ней несельскохозяйственных видов деятельности;
  • процессы сезонной и постоянной субурбанизации в пригородных зонах крупных городов.

Концепция развития сельских территорий

Основные неурбанизированные территории относятся к поясам формирующего влияния трех агломераций: Казанской, Камской и Альметьевской. Часть сельских территорий входит в пояса трех агломераций и постепенно вовлекается в агломерационные процессы.

Пространственное развитие малых городов и сельских территорий рассматривается как «регенерация», что предполагает комплекс мероприятий, направленных на борьбу с экономическим, социальным и физическим упадком территорий. Местные сообщества инициируются к созданию программ по повышению качества пространства жизнедеятельности в целях сохранения и преумножения человеческого капитала, по формированию бренда отдельно взятой территории и укреплению конкурентоспособности своего района и региона в целом.

Качественное пространственное планирование сельских территорий призвано создать базу для проведения семи политик, определяющих направления преобразования территорий.

1. Индустриализация АПК и размещение муниципальных индустриальных парков включает:

  • модернизацию технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов;
  • размещение площадок в рамках «Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан», с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения.

2. Новая концепция использования земель – экологически сбалансированная система земледелия – включает:

  • интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. частных угодий;
  • рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи;
  • внедрение инновационных технологий;
  • сохранение ценных ландшафтов;
  • обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержка сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд.

3. Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество. Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы. Основная цель политики трансграничного сотрудничества – закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы.

4. Сохранение и усиление идентичности. Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности. Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона. Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. Основные направления сохранения идентичности – культура, туризм, городская среда.

5. Разумное укрупнение. В Татарстане, как и в целом в стране, имеется проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов. Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления.

6. Развитие поселений-спутников. Два фактора – ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, – формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры. Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников.

7.Второе жилье для горожан. Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации. Регулирование данного процесса предполагает:

  • учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру;
  • проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах;
  • разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов;
  • планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений.

В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов:

  • новой идеологии обновления сельских территорий;
  • кооперации муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовки квалифицированных кадров и составления комплексных программ сохранения и развития поселений;
  • создания институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий.

Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться.

Для сельских поселений и малых городов, входящих в территории активного развития (рис. 3.20 и 3.21), предлагаются специализированные программы и проекты. Программа развития прибрежных территорий предусматривает создание и развитие зоны с особыми экологическими и пространственными регламентами на прибрежных территориях крупнейших рек Татарстана: эко-зоны «Волжско-Камский поток» (см. 3.2.4.1). Программа развития зон трансграничного сотрудничества затрагивает шесть зон на границах с Республикой Башкортостан, Удмуртской Республикой, Республикой Марий Эл, Самарской, Кировской и Ульяновской областями. В программе выделяется несколько направлений: укрепление трансграничных агломерационных связей; улучшение условий и создание площадок для бизнеса; популяризация местной идентичности.

Рисунок 3.20 – Зоны активного развития и зоны трансграничного сотрудничества

Рисунок 3.21 – Муниципальные образования, участвующие в комплексных программах пространственного развития

 Концепция формирования Волго-Камского метрополиса

В Республике Татарстан выделяются три центра расселения: Казань, Набережные Челны и Альметьевск, формирующие вокруг себя целостные агломерационные системы. Между этими системами располагаются менее развитые и населенные районы, что объясняется, в том числе, их худшей транспортной доступностью. Каждый из вышеназванных центров обладает своей специализацией, набором экономических связей и наличием прямой транспортной связи с Москвой (аэропорт).

Развитие пространства Республики Татарстан в виде трех отдельных агломерационных систем необходимо дополнить тесным взаимодействием и кооперацией между ними, что приведет к формированию единого Волго-Камского метрополиса. Одновременное и скоординированное использование потенциалов трех агломераций приведет к качественному скачку развития Татарстана на основе синергетического эффекта, повышению его конкурентоспособности, увеличит агломерационные эффекты. Развитие Волго-Камского метрополиса позволит более активно развиваться муниципальным районам центральной части Республики Татарстан.

Формирование Волго-Камского метрополиса является важной, если не решающей, предпосылкой достижения Республикой Татарстан успеха в глобальной конкуренции и маркетинге. Единый метрополис окажется на 3-м месте по численности населения среди агломераций Российской Федерации и будет заметен в глобальном масштабе (рис. 3.22).

Формирование Волго-Камского метрополиса возможно при условии повышения связности пространства Республики Татарстан, в особенности при уменьшении экономического расстояния между Казанью, Набережными Челнами и Альметьевском. Учитывая имеющиеся расстояния, разделяющие данные города, решать эту задачу рационально путем строительства скоростных транспортных коммуникаций между ними (см. 3.2.3.5). Предложенный вариант строительства высокоскоростной железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург органично вписывается в эту концепцию.

Рисунок 3.22 – Волго-Камский метрополис

В более отдаленной перспективе необходимы меры для дальнейшего расширения влияния Волго-Камского метрополиса путем строительства скоростных транспортных связей агломераций Татарстана с окружающими крупными центрами развития, транспортное сообщение с которыми на сегодняшний день недостаточно развито.Для Татарстана как глобально конкурентоспособного региона необходим устойчивый каркас, включающий скоростные связи и достаточное количество мостовых переходов. Наличие всего трех мостов в регионе, через которые протекают крупнейшие реки России, недостаточно для пространственной устойчивости территории.Активные преобразования в связности территории Татарстана предполагают проектирование и строительство еще четырех стратегических мостов.

  1. Строительство моста в районе д. Гребени (Южный Казанский мост), являющегося частью Южного транспортного обхода Казани. Необходимость данного моста обусловлена активными агломерационными процессами, происходящими в г.о. Казани и прилегающих муниципальных районах. Появление городов-спутников – Иннополиса на правом берегу Волги и Смарт-Сити вблизи аэропорта, усиление роли международного аэропорта с перспективой перерастания его в хаб, определяют первоочередные мероприятия по строительству второго моста через Волгу на территории Казанской агломерации. Реализация данного проекта позволит более активно развиваться Верхнеуслонскому и Лаишевскому районам, обеспечит приток инвестиций на правый берег, значительно снимет транзитную нагрузку через центр Казани.
  2. Строительство моста в районе Соколок (Соколкинский мост) – плановый проект Республики Татарстан. Появление этого моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС.

  3. Мост в районе г. Елабуги (мост АлаБег) – часть структурообразующего элемента скоростного транспортного каркаса Камской агломерации. Данный мост необходим для трудовых корреспонденций и грузоперевозок Камской агломерации, в первую очередь для городов Нижнекамска и Елабуги. Новые мосты в Камскойагломерации станут мощными стимулами для развития экономики, активизации мобильности населения, трудовых и нетрудовых миграций; разгрузят плотину Нижнекамской ГЭС, являющуюся стратегическим объектом республики и находящуюся сегодня в неудовлетворительном состоянии.

Мост через Волгу в районе Тетюшей (Болгарский мост) – не первоочередное, но необходимое мероприятие для южной части Татарстана. Закамье сегодня – самый слабый элемент пространственной структуры с точки зрения мобильности и транспортной доступности до региональных центров. Строительство моста необходимо также с учетом активного развития туристической отрасли, в частности на Закамской и Предволжской территориях. Включение г. Болгара в федеральные программы по развитию туризма создает предпосылки для содействия и расширения диапазона возможных маршрутов. Подключение к туристическому историко-культурному маршруту в Болгар и Билярск («Серебряная подкова») уникальных рекреаций и исторических мест правого берега Волги обогатит данное направление и значительно увеличит поток туристов. Успешность данного направления будет зависеть от качества инфраструктуры и возможности беспрепятственно путешествовать по знаковым местам данной местности.

 Концепция создания скоростных видов транспорта

Концепция создания скоростных видов транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее в этом параграфе – Концепция) нацелена на решение трех основных блоков задач:

1) развитие межагломерационных транспортных связей трех агломераций Республики Татарстан, формирующих «устойчивый треугольник» внутреннего транспортного каркаса Республики Татарстан;

2) улучшение межрегиональных транспортных связей Казанской, Камской и Альметьевской агломераций с наиболее крупными городами Российской Федерации, а также со всеми центрами соседних регионов; к списку таких городов отнесены: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Пермь,Екатеринбург, Челябинск, Чебоксары, Ульяновск, Ижевск, Йошкар-Ола, Киров и Оренбург;

3) интеграция республиканской системы скоростных связей непосредственно в агломерации региона, каждая из которых обладает сложной транспортной системой.

Все мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках Концепции, разделены на две большие группы: «План минимум» и «План максимум».

«План минимум» – это набор мероприятий, нацеленных на удовлетворение существующего и постепенно растущего в будущем спроса на транспортные передвижения. Его реализация предполагается в два этапа: часть мероприятий определена в качестве первоочередных и должна быть выполнена до 2020 года, второй этап включает в себя мероприятия, определенные к реализации в период до расчетного срока (между 2020 и 2030 годами).

«План максимум» – это более широкий набор мероприятий, нацеленных не только на удовлетворение, но и на стимулирование спроса на транспортные передвижения, что будет способствовать опережающему развитию территорий Республики Татарстан. Их реализация возможна как за пределами расчетного срока (то есть после 2030 года), так и в более близкой перспективе при наличии соответствующей необходимости, политической воли и достаточного количества финансовых средств (оптимистический сценарий).

Под созданием скоростных транспортных коммуникаций в Концепции понимается:

  • строительство скоростных автодорог I и II технической категории (количество полос для движения автотранспорта не менее двух в каждую сторону) или реконструкция существующих автодорог до аналогичных технический категорий, обеспечивающих скорость движения автотранспорта не менее 100 км/час;
  • строительство крупных мостовых переходов в составе скоростных автодорог;
  • строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, реконструкция существующих железных дорог с целью введения ускоренного пассажирского сообщения, организация транспортно-пересадочных узлов;
  • реконструкция аэропортов, нацеленная на увеличение их пропускной способности.

Базовый критерий оценки выполнения поставленных в Концепции задач – сокращение времени сообщения наземным транспортом между основными центрами расселения Республики Татарстан: Казанью, городами Камской и Альметьевской агломераций (до 1,5-2,5 часов), а также между этими центрами и аналогичными центрами Центральной России и Урала.

Благодаря своему географическому положению Республика Татарстан призвана сыграть лидирующую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса всего региона Поволжья, как связующего звена между Центральной Россией и Уралом.

Все потенциальные скоростные транспортные направления, обеспечивающие межагломерационные и межрегиональные связи Республики Татарстан, легко сочетаются с международными и федеральными транспортными коридорами, проходящими через регион (табл. 3.1, рис. 3.23). Это может существенно облегчить привлечение финансовых средств из федерального бюджета для реализации скоростных транспортных проектов в Республике Татарстан.

В таблицах 3.2 и 3.3, а также на рисунке 3.24 представлен полный список мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан.

Таблица 3.1 – Сочетание потенциальных скоростных транспортных направлений Республики Татарстан с федеральными транспортными коридорами

Межагломерационные /

межрегиональные транспортные направления

Транспортный коридор

Казанская агломерация – Камская агломерация

(Главное направление)

Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Москва

Набережные Челны – Екатеринбург

Набережные Челны – Уфа

Москва – Татарстан – Урал – Сибирь (одно из направлений международного коридора «Транссиб»)

Казанская агломерация – Альметьевская агломерация

(Юго-восточное направление)

Альметьевск – Оренбург – Казахстан

Перспективный коридор Санкт-

Петербург – Татарстан – Казахстан – Китай

Камская агломерация – Альметьевская агломерация

(Восточно-Татарстанское направление)

Набережные Челны – Ижевск – Пермь Альметьевск – Оренбург – Казахстан

Межрегиональный коридор Северный Урал – Ижевск – Татарстан – Западный Казахстан

Казанская агломерация – Самара

Перспективное ответвление коридора Санкт-Петербург – Китай,

обеспечивающее связь Северо-Запада Российской Федерации с Самарой и

Тольятти в обход Москвы

Казань – Йошкар-Ола – Киров Казань – Ульяновск

Межрегиональный коридор Республика Коми – Киров – Йошкар-Ола – Казань

– Ульяновск – Саратов – Волгоград – Юг России

Казань – Удмуртская Республика – Пермь

Перспективное ответвление коридора Москва – Урал, обеспечивающее

кратчайшую связь Москвы с Пермью

Рисунок 3.23 – Республика Татарстан в контексте развития федеральных и межрегиональных транспортных коридоров

Таблица 3.2 – Сводная таблица мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан – «План минимум»

Очередность Мероприятие
Первая очередь — 2020 год Строительство ВСМ Москва – Казань
Реконструкция автодороги М-7 (все участки)
Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны с мостовым переходом через р.Каму
Реализация проекта «Организация кольцевого железнодорожного сообщения в городе Казани»
Расчетный срок — 2020 — 2030 годы А/д Шали — Бавлы (Европа — Западный Китай), I очередь
Строительство ВСМ Казань — Набережные Челны (станция «Тихоново») (при соответствующем решении Правительства Российской Федерации)
Паромная переправа Сюкеевский Взвоз (Камско-Устьинский муниципальный район) — Болгар
Строительство железнодорожной ветки общего пользования от станции «Каратун» до села «Сюкеево»
Строительство нового железнодорожного пути общего пользования от станции «Тракторная» до станции «Тихоново» для обслуживания резидентов АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»
Строительство вторых главных путей железной дороги Круглое поле – Тихоново – Агрыз с электрификацией

 

 

Таблица 3.3 – Сводная таблица мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан – «План максимум»

Очередность Мероприятие
Развитие межрегиональных дорог с 2020 года (по согласованию с регионами-соседями и Министерством транспорта Российской Федерации) — проектирование и начало строительства до 2030 года, окончание строительства после 2030 года А/д Р-241 Казань — Ульяновск
А/д А-295 Казань — Йошкар-Ола
А/д Алексеевское — Высокий Колок — Самара
Строительство скоростной автомобильной дороги «Москва – Нижний Новгород – Казань», входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» с мостовым переходом через р. Волга (Южный обход г. Казани) (при соответствующем решении Правительства Российской Федерации)
За пределами расчетного срока (после 2030 года) Автомагистраль «Чистый путь»
Северный автодорожный обход г. Казани
Южно-Татарстанская магистраль Буинск — Тетюши — Болгар – Альметьевск с мостовым переходом через р. Волга
Проект «АлаБег»: а/д Нижнекамск — Набережные Челны; а/д аэропорт «Бегишево» — Елабуга — ОЭЗ «Алабуга»; мост через реку Каму; скоростная связь «АлаБег» — ЛРТ
Реконструкция а/д Р-239
Грузовой ж/д обход Казани
Строительство двух путепроводов на автомобильной дороге «Южная» в районе станции Предкомбинатская
Строительство моста через реку Ик у с. Тумутук в Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан
Реконструкция автодороги Альметьевск — Набережные Челны
Участок на территории Республики Татарстан а/д Казань — Малмыж — Пермь
Развитие системы ВСМ после 2020 года, по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, РЖД. В том числе подключение крупных городов и соседних регионов (Республика Марий Эл и Удмуртская Республика, Ульяновская область) к линии ВСМ путем реконструкции существующих железнодорожных линий для обеспечения пропуска по ним ускоренных межрегиональных пассажирских поездов сообщением «крупный город/центр региона — терминал ВСМ» Строительство ВСМ Казань — Екатеринбург
Реконструкция ж/д линии Волжск — Зеленодольск — Казань (терминал ВСМ) — Арск (организация ускоренной ж/д связи городов Казанской агломерации с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Зеленодольск — Йошкар-Ола (организация ускоренной ж/д связи Республики Марий Эл с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Зеленодольск — Буа — Ульяновск (организация ускоренной ж/д связи Ульяновской области с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Письмянка (г. Лениногорск) — Альметьевская — Набережные Челны — терминал ВСМ Тихоново — Агрыз — Ижевск (организация ускоренной ж/д связи Удмуртской Республики и Альметьевской агломерации с терминалом ВСМ на станции Тихоново)

 

Рисунок 3.24 – Сводная схема создания системы скоростных связей в Республике Татарстан с учетом очередности

При реализации проектов транспортной инфраструктуры необходимо соблюдение основных требований градостроительной экологии в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Республики Татарстан. Должно быть обеспечено сохранение экологического баланса антропо- природной среды, природных ландшафтов зеленых массивов и поверхностных водоемов. Каждому проекту должны предшествовать анализ и оценка состояния воздушного бассейна примагистральных территорий, ландшафтных характеристик проектируемой и прилегающих территорий, влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на территорию.

Обязательным условием реализации данных проектов является разработка мероприятий по:

  • защите от негативных инженерно-геологических процессов,
  • защите почв,
  • сохранению и/или восстановлению лесных массивов и ценных ландшафтов,
  • охране водных объектов,
  • снижению акустического воздействия на существующую и проектируемую застройки.

Развитие логистической инфраструктуры Республики Татарстан

Ключевые объекты логистической инфраструктуры концентрируются в Казанской, Камской и Альметьевской агломерациях.

Казанская агломерация.Ключевые объекты логистики сосредоточены непосредственно или вблизи Казани – это логистический комплекс «Q-Park Казань» и «Тандер», логопарки «Биек Тау» и «Константиновский», а также многофункциональный логистический комплекс «Деловые линии». Перечисленные объекты загружены неравномерно, имеются резервы оптимизации их использования. Кроме того, большой задачей на ближайшие годы станет успешная реализация проекта «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» (далее – СММЛЦ) и логистической составляющей в Смарт- Сити Казань.

Свияжский многофункциональный логистический комплекс способен стать центром притяжения существующих в Поволжском регионе грузопотоков и создания новых. Кроме того, перенесение из г. Казани на территорию СММЛЦ грузовых железнодорожных перевозок, грузовой портовой работы создаст условия для развития высвобождаемой городской территории, позволит разместить на побережье реки Волга в городской зоне туристско-рекреационные объекты.

Придание территории СММЛЦ и прилегающей территории статуса особой экономической зоны позволит привлечь значительный поток инвестиций, создать дополнительный импульс для развития предпринимательства по примеру особых экономических зон «Алабуга» и «Иннополис».

Камская агломерация. Индустриальные парки и логистические центры, такие как индустриальный парк КИП «Мастер» и логистико-распределительный центр «Логикам» (ЛЦ «Мастер»), обслуживают потребности крупных промышленных предприятий и развиваются в связке с ними. В ближайшее время на территории ОЭЗ «Алабуга» будет введен в эксплуатацию распределительный центр Havi Logistics. В сложившихся условиях спрос на объекты логистики в целом удовлетворяется.

Альметьевская агломерация. Здесь нет ни одного современного многофункционального логистического центра. При этом в юго-восточной зоне республики пересекаются две автодороги федерального значения М-5 («Урал» Москва – Самара – Уфа) и Р-239 (Казань – Оренбург). В срок до 2020 года в эксплуатацию будет сдана автодорога «Европа – Западный Китай», участок которой также проходит по рассматриваемой территории. Учитывая выгодное географическое положение на пересечении существующих и проектируемых крупных автодорог, а также существующий спрос на качественную инфраструктуру, первостепенное внимание стоит уделить развитию логистики в Альметьевской агломерации рамках проекта «Восточные ворота Татарстана».

Отдельно стоит отметить ввод в эксплуатацию автодороги «Европа – Западный Китай» в 2020 году, которая станет глобальным транспортным, экономическим и социальным коридором на протяжении всего пути следования. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и придорожного сервиса вдоль данной трассы является одной из важных составляющих для экономики региона и будет способствовать достижению стратегической цели – «Татарстан – глобальный хаб».

Начатая в 2015 году разработка подпрограммы «Развитие сети логистических центров в Республике Татарстан» программы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2020 годы» позволит определить оптимальные места расположения логистических комплексов различных классов и создать прочный логистический каркас региона, как основу развития рынка логистических и терминально-складских услуг.

Система обращения с отходами

К числу основных проблем в области обращения с отходами в Республике Татарстан относятся:

  • высокий процент отходов, подвергаемых захоронению, а не переработке;
  • неполнота охвата населенных пунктов систематическим сбором и вывозом отходов;
  • отсутствие высокоэффективных производств по переработке отходов;
  • низкий уровень экологической культуры;
  • отсутствие необходимого учета и контроля образования и движения отходов.

В связи с постепенным ростом объемов образования различных категорий отходов, с каждым годом нагрузка на существующие полигоны только возрастает, и все более острыми становятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды из-за ненадлежащей эксплуатации полигонов, необходимости их территориального расширения и пр. Во многих сельских поселенияхсистематический вывоз образующихся отходов фактически отсутствует, что является главной предпосылкой появления несанкционированных свалок.

Значительная доля отходов, которая в настоящее время подвергается захоронению, могла бы поступать на переработку, что позволило бы многократно сократить нагрузку на полигоны и получить готовое сырье, пригодное для дальнейшего вовлечения в производственный процесс.

Рациональным представляется создание в республике трех центров управления отходами в трех экономических зонах, аккумулирующих достаточные производственные мощности.

Пилотным выбран проект обращения с отходами в Камской экономической зоне. Цель проекта состоит в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления за счет организации эффективной системы управления при условии достижения баланса между экологическими и экономическими аспектами проекта (в частности, формирование социально приемлемых тарифов за счет реализации эффекта масштаба и централизации управления отходами).

Достижение цели проекта требует решения следующих задач:

  • максимизация охвата территории проекта деятельностью по сбору, вывозу и сортировке отходов производства и потребления, в частности, доведение доли собираемых твердых бытовых и крупногабаритных отходов населения и предприятий до 100% за счет совершенствования подходов к организации сбора отходов, применения единой тарифной политики, а также использования современного оборудования, позволяющего вести учет и прием отходов по факту образования;
  • централизация всего потока образующихся отходов в одном месте (межмуниципальном центре управления отходами), позволяющая обеспечить оптимальную загрузку производственного оборудования;
  • развертывание автоматизированных производственных мощностей по сортировке, измельчению и переработке отходов;
  • ввод в эксплуатацию оборудования для переработки отдельных категорий отходов с целью получения готовой продукции, пригодной для дальнейшей реализации;
  • создание сети перегрузочных станций, обеспечивающей максимально эффективный территориальный охват всех муниципальных районов на территории проекта и оптимизирующей транспортные расходы предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов в отдельных районах и населенных пунктах;
  • внедрение современных технологий в области переработки отходов за счет формирования экологического технопарка при центре управления отходами, представляющего собой площадку для размещения производственных мощностей сторонних организаций с предоставлением требуемой инфраструктуры и непосредственного доступа к перерабатываемым отходам;
  • оптимизация нагрузки на функционирующие на территории проекта полигоны с последующей консервацией и/или закрытием тех полигонов, которые выработали свой ресурс;
  • организация сбора, вывоза и утилизации отходов как единой комплексной услуги в качестве важнейшего аспекта совершенствования тарифной политики в области вывоза и переработки отходов с целью обеспечения планомерного перехода к селективному сбору отходов и оплате по фактическим объемам их образования;
  • разработка мер и предложений по совершенствованию экологической политики в области регулирования утилизации отдельных категорий отходов с целью ограничения захоронения отходов, которые могут быть подвергнуты сортировке и переработке;
  • максимизация вовлечения существующей инфраструктуры в реализацию проекта с обеспечением поступательного перехода к более современным технологиям в течение срока реализации проекта.

Реализация проекта предполагается на основе механизма государственно- частного партнерства — концессии в формате BOT (Build-Operate-Transfer).

Институциональные меры в сфере пространственного развития

Сочетание социально-экономического и территориального планирования

В целях экономии ресурсов и повышения степени согласованности документов социально-экономического и территориального планирования, определяющих пространственное развитие, целесообразно соблюдать определенную последовательность разработки стратегических документов.

Шаг 1. На основании принятой Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан разрабатываются стратегии муниципальных образований, сгруппированных по восьми зонам (см. 3.2.1):

  1. Казанская агломерация;
  2. Камская агломерация;
  3. Альметьевская агломерация;
  4. Предкамская сельская подзона;
  5. Закамская сельская подзона;
  6. Предволжская сельская подзона;
  7. Сельские территории пояса Камской городской агломерации;
  8. Сельские территории пояса Альметьевской городской агломерации.

Синхронизированная по времени и методике разработка стратегий нескольких муниципальных образований, входящих в зону, позволяет повысить качество, сократить стоимость и сроки разработки, создает предпосылки для межмуниципального сотрудничества в реализации принятых мер. При этом одновременно будут получены и стратегии отдельных муниципальных образований, и стратегия соответствующей зоны. Стратегии развития отдельных зон предусматривают масштаб рассмотрения, позволяющий решить чрезвычайно важную задачу перехода от уровня республики к уровню отдельного муниципального образования при обеспечении координации развития в рамках зоны. Реализовать такой подход можно либо через механизм межмуниципального сотрудничества, либо с республиканского уровня с использованием созданных проектных площадок Проекта «Татарстан-2030».

Шаг 2. Стратегии муниципальных образований станут базой для корректировки документов территориального планирования отдельных муниципальных образований, разработки консолидированных инфраструктурных схем, в составе которых разрабатываются транспортный и инженерный каркасы, рассматривается размещение объектов социального, производственного, коммунального и иного назначения для отдельных частей территорий.

Разработку (корректировку) документов территориального планирования предваряют исследования (социологические, транспортные и др.), на основании которых составляются технические задания, которые должны согласовываться на уровне республиканских и муниципальных исполнительных органов власти.

Шаг 3. Ведение мониторинга и планомерная актуализация документов территориального планирования создадут предпосылки для следующего цикла обновления Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан и Схемы территориального планирования Республики Татарстан.

Для обеспечения обозначенных процессов информацией действующая Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД) должна быть дополнена, детализирована и преобразована в Информационно-аналитическую систему управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ).

Координация пространственного развития

Современная управленческая система в республике, как и в целом в России, отстроенная на ведомственном подходе к задачам управления, чаще всего не учитывает природы территории. Для устойчивого развития принципиальное значение имеет формирование общего подхода к управлению реализацией территориальных и отраслевых программ. Содействовать этому призваны проектные площадки Проекта «Татарстан-2030».

В рамках деятельности проектных площадок и при содействии реорганизованного Совета муниципальных образований Республики Татарстан могут быть созданы постоянно действующие координационные советы по пространственному развитию агломераций и координационные советы по пространственному развитию сельских районов, не входящих в агломерации.

Координационные советы смогут выполнять функции коллективного заказчика документов стратегического планирования, решая следующие задачи: выработка единой политики, согласование интересов, координация действий с органами государственной власти, формирование общих задач и путей их решения в сфере транспортной, инженерной, социальной и др. инфраструктур, содействие в оказании информационно-аналитических и проектных услуг инвесторам.

Образование и исследования в сфере пространственного планирования

Сохранение и наращивание исследований, посвященных развитию и планированию территорий, поиск индивидуальной стратегии дальнейшего развития градостроительных школ с учетом опыта зарубежных аналогов являются основными задачами в сфере совершенствования подготовки профессиональных кадров. Образовательная система должна сохранять уникальные черты отечественного градостроительного образования с аккуратным включением в общемировую систему профессионального образования за счет развития специальностей и направлений обучения внутри «средо-формирующей» модели, создания платформ становления «управленческой» модели и гибкой адекватной реакции на запросы общества в части формирования других (например, «исследовательской») моделей градостроительного образования (табл. 3.4).

Таблица 3.4 – Задачи и инструменты развития системы профессиональной подготовки кадров в Татарстане

Консолидированное совместное развитие системы высших, средних и пост-дипломных образовательных организаций в системе профессиональной подготовки градостроительных кадров Республики Татарстан

Задачи развития Инструменты развития
Сохранение национальной и региональной идентичности системы пространственного планирования Разработка самостоятельного сценария развития системы профессиональной подготовки градостроительных кадров Республики Татарстан
Консолидированное совместное развитие системы высших, средних и постдипломных образовательных организаций в системе профессиональной подготовки градостроительных кадров Республики Татарстан
Интеграция с мировой системой пространственно-территориального планирования Поддержка и методическое сопровождение развития новых градостроительных специализаций и направлений обучения, обеспечивающих многоролевую подготовку будущих участников планировочной деятельности
Разработка учебных дисциплин и учебных планов в соответствии с требованиями Болонского процесса
Развитие системы пространственного планирования Республики Татарстан в контексте мировых трендов Создание и развитие устойчивого образовательного пространства Республики Татарстан
Развитие системы дополнительного архитектурно-градостроительного образования населения

Создание условий для осуществления диалога между проектным сообществом, населением и представителями власти для поиска компромисса в сфере городского планирования, благоустройства, территориального планирования

Необходимо воссоздать и институализировать механизм постоянных научных и проектных исследований в сфере пространственного планирования, например, в форме Исследовательского института территориального планирования Республики Татарстан. В сферу деятельности такого института должны войти: базовые научные исследования; разработка научно-методических материалов по стратегии пространственных преобразований, включающих понятийный аппарат пространственного планирования, принципы и подходы, применяемые при разработке документов пространственного планирования; расширение объектного поля градостроительного планирования. Институт сможет вести постоянную актуализацию региональной нормативно-правовой базы градостроительного планирования, реагируя на меняющиеся социально-экономические условия.

Институт может быть включен как в структуру Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, так и в действующие научно-образовательные структуры Казанского государственного архитектурно-строительного университета или Академии наук Республики Татарстан.

В рамках республиканских грантовых программ, поддерживающих научные исследования и профессиональное образование, целесообразно выделить направление поддержки территориального планирования, включающее предоставление грантов на осуществление исследований и эскизного проектирования, субсидий на проектную проработку программ развития. Это жизненно важно для возрождения и развития профессии планировщиков- градоустроителей, от квалификации которых определяющим образом зависит проектирование пространства будущего. В решении этой задачи Республика Татарстан может взять на себя роль лидера, развивая соответствующее направление как сферу специализации на российском и международном рынках.

 

От |Район: |Город: |29.04.2018|

Оставить комментарий